Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!



Добавить в избранное

Свами Вивекананда

РАДЖА-ЙОГА

лекции, читанные в 1895-1896 г.г.
Перевод Якова Попова. Сосница, 1906


Предисловие
1. ВСТУПЛЕНИЕ
2. ПЕРВЫЕ ШАГИ
3. ПРАНА
4. ПСИХИЧЕСКАЯ ПРАНА
5. УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ПРАНОЙ
6. ПРАТЬЯХАРА И ДХАРАНА
7. ДХЬЯНА И САМАДХИ
8. РАДЖА-ЙОГА ВКРАТЦЕ
Словарь

Всякая душа потенциально божественна.
Цель жизни состоит в проявлении в себе этой
божественности подчинением внутренней и внешней
природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим
упражнением или философией, – одним из этих способов,
несколькими из них или всеми, – и будете свободны.
В этом вся сущность религии; учения, догматы, обряды,
книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные
детали.


Глава 1
ВСТУПЛЕНИЕ


Все наши знания основаны на опыте. То, что
называется выводным знанием, в котором мы идем
путем заключений от менее общего к более общему,
или от общего к частному, имеет своим базисом опыт.
Положения так называемых точных наук легко
признаются верными потому, что всякий
приглашается проверить их личным опытом. Ученый
не говорит вам, чтобы вы верили чему-нибудь: если
же он делает выводы из результатов собственных
опытов и предлагает вам свои заключения, то при
этом всегда ссылается на какие-нибудь опыты,
известные всему человечеству. В каждой точной
науке есть основание, известное всему человечеству,
так что каждый может судить о верности или
ошибочности делаемых из него заключений. Теперь
является вопрос: ну а религия, имеет она такое
основание или нет? На этот вопрос мне приходится
отвечать и утвердительно и отрицательно. Религии,
как им учат вообще во всем мире, основаны на
предании и вере и в большинстве случаев состоят
только из разных теорий, которые в свою очередь
основаны на вере. В этом и заключается причина,
почему все эти религии оспаривают одна другую.
Один говорит, что есть великое существо, сидящее
над облаками и управляющее вселенною, и
приглашает меня верить этому, только полагаясь на
его личный авторитет. Но с таким же основанием я
могу иметь свои собственные воззрения и требовать,
чтобы другие им верили, хотя я и не в состоянии
привести какие-либо доказательства. Вот почему
религия и метафизическая философия пользуются
теперь такой дурной репутацией. Всякий
образованный человек как бы говорит: "Эти религии
только набор теорий без всякого критерия для их
оценки; каждый проповедует свои собственные
любимые идеи". Но при всем том я должен сказать
вам, что опытное основание для всеобщей
религиозной веры существует, а именно из него
вытекают все различные теории и все изменяющиеся
идеи разных сект в разных странах. Обращаясь к
источнику религий, мы находим, что религии так же,
как и науки, основаны на опыте.
Прежде всего я попрошу вас рассмотреть различные
религии мира. Вы найдете, что они разделяются на
два класса: один, имеющий книгу, и другие, не
имеющие ее. Те, у которых есть книга, сильнее и
имеют большее число последователей; те, у которых
книги нет, большею частью вымерли, а немногие
новые из них имеют очень мало последователей. Но
во всех них мы находим одно общее указание, а
именно, что истины, которым они учат, суть
результаты опытов отдельных лиц. Христианин
приглашает вас верить в его религию, верить в
Христа, верить в него, как в воплощение Бога, верить
в единого Бога, в душу и в лучшее будущее этой
души. Если я попрошу его доказать то, что он говорит,
он обыкновенно отвечает: "Доказать не могу, это мое
верование". Если вы однако ж обратитесь к источнику
христианства, то найдете, что в основании его лежит
опыт: Христос говорил, что видел Бога, ученики его
говорили, что чувствовали Бога и т.д. Подобным
образом в буддизме имеется опыт Будды: он опытом
познал известные истины, видел их, проникся ими и
проповедовал их миру. То же самое у индусов: в их
книге авторы, называемые Риши, или мудрецы,