Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

Плотное тело – комбинация этих Маха-Бхут, происходящих первоначально из эфира и возникающих в описанном порядке. Плотное и тонкое тела, описанные выше, оживляются и поддерживаются вместе, как один организм, посредством Праны, которая проистекает из активной энергии (Крийя-Шакти) Линга Шарира. Прана или жизненный принцип создает особую связь Атмы с определенной формой материи, которая для Атмы служит средством получения опыта. Эта особая связь составляет индивидуальную Прану в индивидуальном теле. Космическая же, всепроникающая Прана – это не Прана в плотном её смысле, но одно из имён Брахмана, как источника индивидуальной Праны. Индивидуальная Прана ограничена отдельным наполненным жизнью телом, и она проявляется во всех дышащих существах, поддерживаемая активностью Брахмана, который в индивидуальных телах представлен Дэви-Кундалини.
Все существа – Дэваты (божества), люди, животные – существуют только до тех пор, пока Прана находится в их телах. Так существует всё. Что такое жизнь – это издавна было предметом споров в Индии. Материалисты школы Локаята рассматривали жизнь как простую комбинацию химических элементов, так же как опьяняющие свойства спиртных напитков – это результат брожения винограда и сахара, которые сами по себе не имеют опьяняющего действия; или как самопроизвольное порождение предполагается происходящим под влиянием особой формы тепла. Санкхья отрицает это, и хотя, согласно этому учению, Прана – это пятеричная функция так называемого "жизненного воздуха", но Прана не является ни воздухом (Вайю) в смысле биологического фактора, ни тем более механическим движением воздуха в теле.
Согласно точке зрения этой школы, Прана или жизненная сила есть общая функция ума и всех чувств, как воспринимающих, так и моторно-двигательных, производящих движения тела. Если некоторых птиц запереть в одной клетке, то клетка может начать двигаться от движения птиц. Так ум и чувства является причиной того, что тело движется, хотя в то же время ум и чувства занимаются соответствующей им деятельностью. Жизнь – результат конкурирующей активности других принципов или сил в организме.
Ведантисты соглашаются с той точкой зрения, что Прана – это не воздух, и не его деятельность в теле, но они отрицают и то, что Прана – это результат сопутствующей деятельности организма и утверждают, что это отдельный, независимый принцип и материальная форма, которую принимает на себя вселенское сознание. Поэтому жизнь – это некий тонкий принцип, пропитывающий собой всё тело; конечно же, это не воздух, а один из видов всё той же той же бессознательной силы, которая есть во всём, и которая не есть ни Атма, ни Пуруша, и которая, согласно Майяваде (учении о Майя) Веданты и Санкхьи, лишена сознания и, выражаясь в духе западных представлений, материальна. Плотное внешнее тело гетерогенно, то есть неоднородно, сделано из различных хорошо подобранных частей. С другой стороны, Пранамайя, которая находится внутри Аннамайи, это гомогенное однородное индивидуальное целое (Садхарана), распространяющееся на всё физическое тело. Пранамайя-коша не разделена на отдельные части, как Бинду или микрокосмическое физическое тело. В отличие от тела она не имеет специальных органов, выполняющих специфические функции. Это – гомогенное единство, представленное в каждой части тела, которую оно одухотворяет, как его внутренняя сущность. Вайю, курсирующие по телу, – проявления самоначавшегося, тонкого, невидимого, всепроникающего начала божественной энергии всякой жизни. Эта энергия называется так потому, что она движется через всю Вселенную. Невидимая сама по себе, она проявляется в своих действиях. Ей определяется рождение, рост и гибель всех живых существ и её почитают все эти живые существа. Как дыхание жизни, она постоянно присутствует во всех действиях, излучая нервную силу, движущуюся по всему организму постоянными потоками. При нормальных условиях она поддерживает равновесие между различными Дошами и Дхату,1 или основными принципами тела. В теле это дыхание жизни, "дуновение" (Вайю) разделяется в своих принципах, называемых Питта и Капха, на пять главных частей согласно различным функциям и той части тела, где эта часть проявляется. Вайю, телесный аспект Праны, вселенская сила жизненной активности, входя в каждую индивидуальность, разделяется на девять функций (Вритти), из которых пять – главные. Первая, дыхание, имеет то же самое название – Прана, что подразумевает общую функцию вдыхание атмосферного воздуха, входящего в тело своей всепропитывающей жизненностью
1 "Tantric Texts", vol. 3. Введение.
На физическом плане Прана проявляется в живом организме как дыхание, в котором вдох – звук "Сах" (Шакти) и выдох – звук "Ха" (Шива). Само же дыхание – это непроизносимая Мантра (Аджапа-Мантра), потому что произнесение этих звуков происходит непроизвольно.1 Движение Ха и Сах – это божественный поток, проявляющийся на всех уровнях жизни. На земле это движение вдоха и выдоха создано и поддерживается Солнцем, и ритм солнечного дыхания – причина человеческого дыхания с его центробежным и центростремительным движением. Это движение в человеке повторяет космическое движение Хам-Сах, Шива-Шакти Таттва, которая – душа Вселенной. Солнце не только центр и опора солнечной системы, но и источник всей энергии, имеющейся в распоряжении этой системы, и всей физической жизни на земле. Вместе со светом Солнце излучает и невидимую радиацию, необходимую для всей растительной и животной жизни. Именно эти невидимые лучи, согласно науке, поддерживают тайну всей физической жизни. Солнце как источник света – это тело солнечного божества, великое проявление внутреннего духовного Солнца.2 Апана – дыхание, направленное вниз, которое тянет Прану и господствует в функции извержения. Самана зажигает телесный огонь и господствует в процессах пищеварения и ассимиляции.
1 "Нируттара-Тантра", гл. 4. "С Хам-кара это выходит, а с Сах-кара – входит. Джива всегда повторяет высшую Мантру ХАМСАХ." См. также об этом "Дхьяна-Бинду Упанишада".
2 Йогические тексты говорят о Чит-Чандре, "внутренней луне", мистической "луне" в Сома-чакре (с которой течет поток нектара – прим. пер.)
Вьяна – распространяющая "дыхание", и посредством неё тело подвергается делению и распространению, сопротивляется дезинтеграции и поддерживается вместе во всех его частях; а Удана – восходящее веяние, так называемое "дыхание вверх". Прана находится в сердце, Апана – в заднем проходе, Самана – в пупке, Удана – в горле, а Вьяна пропитывает всё тело. Это не означает, что Вайю находится в самом пупке, – она в брюшной области и в её чакре, Манипуре. Пять меньших Вайю – это Нага, Курма, Крикара, Дэвадатта и Джнянанджайя Вайю, которые проявляются в икоте, закрывании и открывании глаз, пищеварении, зевоте и в той Вайю, которая не покидает даже труп. Функции Праны можно определить следующим образом: вбирание (Прана), выбрасывание (Апана), усвоение (Самана), распределение (Вьяна) и произнесение (Удана). Прана представляет собой не зависящий от воли рефлекс действия организма, Индрии – это аспекты его волевой активности. В том случае если Прану, – т.е. принцип, который оживляет организм на протяжении его жизни, – индивидуализировать, рассматривая как независимый принцип – то это сила, более тонкая чем та, которая проявляется как земная материя, которую она оживляет. Иными словами, Атма дает жизнь земному организму посредством Праны, которая – одно из проявлений той энергии, которая и проистекает из Атмы и находится в основании всепроникающей Атма в форме Шакти.
В действительности Атма не имеет состояний, и мы просто говорим образно. Об этом упоминается в "Мандукья Упанишаде" при объяснении четырех аспектов Брахмана.
Чайтанья (сознание в телах) имманентно в индивидуальных и коллективных телах, в плотных, тонких или причинных телах, и в то же время трансцендентно им. Один и тот же Чит проникает и пропитывает все вещи, но ему даются различные названия, чтобы отметить его различные аспекты в Дживе. Чит, будучи неизменен, сам по себе не имеет никаких состояний, потому что состояния могут существовать только в продуктах изменяющейся Пракрити-Шакти. Однако в аспекте Дживы существуют различные состояния, которые, формируемые этим же самым Чит, можно назвать состояниями сознания.
В проявленном мире сознание проявляется в трех состояниях (Авастха) – бодрствовании, сновидении и сне без сновидений. В бодрствующем состоянии Джива осознает внешние объекты, и это – грубое наслаждение этими объектами посредством чувств. Джива в состоянии, называемом Джаграт, находится в плотном теле, называемом Вишва.
В состоянии сновидения (Свапна) Джива осознает внутренние объекты и наслаждается тем, что тонко, т.е. впечатлениями, которые оставили в уме объекты, воспринимавшиеся в бодрствующем состоянии. Объекты сна реальны только для видящего сон, в отличие от тех объектов, которые воспринимаются после пробуждения и могут восприниматься другими. Ум здесь перестает приобретать новые впечатления и перерабатывает те впечатления, которые уже были приобретены в бодрствующем состоянии. Если первое состояние (Джаграт) – это состояние восприятия, и в этом состоянии Джива пребывает в умственном мире идей и в тонком теле.
Оба эти состояния – состояния дуализма, в которых переживается множественность.
Третье состояние, сон без сновидений, определяется как такое состояние, в котором не видят снов, но и не бодрствуют, и в котором различный опыт первых двух состояний поглощен в едином опыте, как различия дня исчезают в ночи без прекращения этого различия. Сознание в этом состоянии не объективно и не субъективно – это просто недифференцированное сознание, без другого объекта кроме самого себя. При бодрствовании сознание Дживы ассоциируется с умом и чувствами, в сновидении чувства и ум отвлечены от объектов. Джива пребывает в Праджня – т.е. в Пракрити, – и нераздельно ассоциируется с тем состоянием сознания, которое есть то семя, из которого возникают тонкие и плотные тела. Это состояние блаженства Дживы по отношению к объектам чувств не означает ничего, а при пробуждении сохраняются только впечатления. Как говорится, "Счастливо я спал, я не сознавал ничего". В то время, как в двух первых состояниях происходит наслаждение грубыми и тонким объектами, то здесь – наслаждение одним лишь чистым блаженством, блаженством без объекта. Господь всегда наслаждается блаженством, но если в первых двух состояниях он наслаждается блаженством посредством объектов, то здесь он наслаждается самим блаженством, свободным и от объекта и от субъекта. Так состояние Сушупти приближается к сознанию Брахмана. Но оно все же не достигает той чистоты, потому что и это состояние, как и два предыдущих, ассоциируется с неведением (Авидья) – если первых два с Викрити, то это – с Пракрити.
Поэтому за этим состоянием есть еще и четвертое (Турья). Переживание его, называемое Шуддха-видья (чистое знание) достигается посредством Самадхи-Йоги. Джива в состоянии Сушупти находится в причинном теле (Карана), а в состоянии Турья Джива находится в теле Маха-Карана, "Великой Причины".
Кроме того, говорят, есть еще и пятое состояние "по ту сторону четвертого" (Турьятита), достигаемое укреплением в четвертом. Здесь достигается Ишвара-Таттва. Это состояние сознания, называемое Унмеша, в котором Садхакья-Таттва есть Нимеша. Высшие подразделения – Вишва, Байджаса. Идущие за пределы "незапятнанного единого достигают высочайшего равенства" и "поглощаются в высшем Шиве."
Высшие подразделения – Вишва, Тайджаса и Праджня – это состояния сознания индивидуального Дживы. Но есть и коллективный, космический Джива, который – совокупность Джив каждого особого состояния.1
1 "Нирвана-Тантра", цитируемая в комментариях к "Шат-Чакра Нирупана", говорит, что Параматма – это Дэвата состояния Турья, а "Прапанчасара Тантра" (ХIХ) говорит, что Джаграт – это Биджа, Свапна – Бинду, Сушупти – Нада, а Турья – Шакти; растворение за пределами этого всего – это Шанта.
В макрокосме этот коллективный Джива называется Вайшванара (соответствующий индивидуальному Вишва-телу), Хираньягарбха и Сутратма (соответствующий индивидуальному Тэджас-телу). Ишвара – это имя коллективной формы Джив, описываемых, как Праджня. Космически – это сознание владык объективного, субъективного и причинного миров, по ту сторону которых находится высочайшее сознание.
Высочайший йогический опыт и освобождение достигаются прохождением по ту сторону первых тех состояний обычного опыта.
Процесс Йоги – это движение возврата к первоисточнику, из которого началось движение развертывания мира множества форм. Порядок нисхождения таков: Буддхи, Ахамкара, Манас, Индрии, Танматры а из них Бхуты. Так как в теле человека первоисточник находится в мозге, в котором проявляется сознание, то местопребывание ума – между глазами, а местопребывание материи – в пяти центрах, от горла до основания позвоночника. Здесь начало возвратного движения, при котором различные виды материи растворяются один в одном, а потом в ума; в ум – в сознании, как это описано далее в главе пятой.
На вопрос, который человек может теперь поставить, – достижимо ли высшее состояние блаженства, – Йога отвечает "Да". Здесь и сейчас.
Глава 4
МАНТРА
Теперь нужно дать объяснение о Шабда, Варна и Мантре. Говорят, что буквы алфавита (Варна) распределены по всем центрам тела, на лепестках лотосов. В каждом из лотосов имеется также Семя-Мантра (Биджа) Таттвы этого центра. Кундалини – это не только свет (Джотирмайя) но и Мантра (Мантрамайя), поэтому Мантра употребляется и в процессе её подъема.
В индийских Шастрах, вероятно, нет темы, более важной, чем Мантра. Это столь важная часть Тантра-Шастры, что её даже называют Мантра-Шастрой. Обычно слово "Мантра" объясняется как "молитва", "формула почитания", "мистический слог" и т.п. Хорошо ли обоснована Мантра Шастра или нет – но в любом случае это отнюдь не абсурд, как полагают некоторые. Те, кто так думает, могут исключать Мантры, являющиеся молитвами, значение которых они понимают, ибо с молитвами они близко знакомы. Но такое отношение само по себе показывает недостаточное понимание – в случае Мантры нет необходимости в молитве или в святости. Мантра – это Сила (Мантра Шакти), которая передается независимо от того, кто её употребляет. Человеку можно нанести вред и даже убить с помощью Мантры.1 Посредством Мантры может быть достигнуто и определенное соединение с физической силой2 (Шакти). Так, посредством Мантры в особом посвящении, называемом Ведадикша, происходит переход силы от Гуру к ученику, так что ученик даже может упасть в обморок от этого импульса. Посредством Мантры при благоприятных условиях может быть зажжен огонь для жертвоприношения; Мантрой человек может спастись и т.д. Короче говоря, Мантра – это сила; Сила в форме звука. Корень "Ман" означает "думать".
1 Приведу пример, который я беру из статьи автора, которого никоим образом нельзя назвать ни "оккультистом", ни "теософом". Генерал Дж. Г. Гаррис заметил скорпиона, приближавшегося к ноге Садху – нищего подвижника. "Не двигайтесь, – сказал он, – у вашей ноги скорпион". Садху разогнулся, и когда он увидел скорпиона, он указал на него пальцем. Скорпион немедленно в присутствии генерала съежился и умер. "Вы, кажется, уже достигли силы" – сказал генерал, но Садху отмахнулся от этого дела, как не имеющего никакого значения.
2 Некоторые последователи "Бхайрава-Тантры" рассказывали мне о необычном употреблении Мантры. Мужчина проецирует Мантру на женщину, и та испытывает от этого ощущение сексуального соединения. "Вишну Пурана" также говорит о зачатии одной лишь силой воли.
Творческая сила мысли теперь получает все усиливающееся признание на Западе. Чтение мыслей, передача мыслей, гипнотическое внушение, магическая проекция (Мокшана) и защита (Грахана) становятся известными и практикуемыми – не всегда с хорошими результатами. Это учение очень древнее в Индии, и за ним стоит определенная практика, описанная в Тантрах. Некоторые формы этой практики держатся в тайне, чтобы предотвратить возможное зло. Однако на Западе еще не известна особая форму науки о мысли – Мантра-Видья. Тот, кто знаком с западными представлениями об этом, тот легче поймет меня, когда я говорю, что, согласно индийскому учению, описываемому здесь, мысль (как ум, посредством которого она действует) есть сила, Шакти. Поэтому она так же реальна как и всякий другой материальный объект. И то и другое – проекция творческой мысли Миро-мыслителя. Корень "ман", который означает "думать" – это также корень и другого слова, "ман", которое, единственное во всём творении означает "мыслящий". Мантра – проявление Шабда-Брахмана. Но что такое Шабда или звук? Шакта-Тантра Шастра следует доктрине Мимансы о Шабда с теми изменениями, которые необходимы чтобы совместить её со своей доктриной о Шакти. Звук это качество (Гуна) эфира (Акаша) и он ощущается слухом – двухчастный буквенный звук и небуквенный звук (Дхвани). Последний производится ударением друг о друга двух предметов и лишен значения. Шабда, наоборот, есть Анахата (название, относящееся к лотосу сердца) и это – звук Брахмана, он происходит не от ударения двух предметов. Буквенный звук образует слова, предложения и буквы, Такой звук имеет значение. Говорят, что проявление Шабда в виде речи – вечно. Найяики отрицают это, говоря, что он преходящий. Слово произнесено, и оно уходит. Это мнение отрицается Мимансой, утверждающей, что восприятие буквенных звуков должно отличаться от буквенных звуков самих по себе. Восприятие зависит от Дхвани, т.е. от прикосновения воздуха к голосовым органам – небу, горлу и языку. Прежде чем возникнет Дхвани, должно быть соударение одной вещи о другую. Но это не то соударение, которое производит буквенный звук, а лишь проявление его. Буквенный звук создается благодаря устройству голосовых органов и их контактом с воздухом, а сами эти органы реагируют на ментальное движение идею, которая волевым усилием устремляется вовне и выражается внятным звуком. Это то восприятие, которое является преходящим для Дхвани, проявляющей идеи как таковые в языке. Но и буквенный звук как таковой – вечен. Он не производится только в тот момент, когда он был познан. Он только проявлен через Дхвани. Он существовал прежде, как будет существовать и потом. Это проявление подобно кувшину в темной комнате, который становится видимым благодаря вспышке молнии. Но этот кувшин возник не в этот момент, и не исчезнет после того, когда исчезла молния, сделавшая его видимым. Воздух контактируя с голосовыми органами проявляет звук в форме букв алфавита и их комбинаций в форме слов и предложений. Буквы производятся для слушания их человеком, желающим говорить, и становятся слышимыми ушам других посредством деятельности небуквенного звука или Дхвани. Дальнейшее является только проявлением. Сам же буквенный Шабда – это нечто иное, чем его проявления. Перед описанием природы Шабда в его различных формах развития необходимо понять индийскую психологию восприятия. В каждый момент Джива является субъектом для бесчисленных влияний, которые идут к нему со всех концов Вселенной. Но только те достигают его сознания, которые притянуты его вниманием и отобраны его Манасом. Манас прислушивается к тому или другому из этих смысловых впечатлений и выводит его к Буддхи. Когда объект (Артха) представлен уму и воспринят, ум создаёт очертаниях физического объекта. Это называется ментальными Вритти (колебаниями, видоизменениями),1 которые и старается подавить Йога. Но поскольку Вритти представляет внешний объект, то это и нечто большее, чем сам объект. Физический объект называют грубым объектом, а ментальное впечатление называют тонким объектом. Но около объекта находится ум, который воспринимает его. Из этого следует, что ум имеет два аспекта, в одном из которых – воспринимающий, а в другом – воспринимаемое в форме ментальной формации (Вритти), которая предшествует своей внешней проекции и затем остаётся следует как впечатление, произведенное в уме посредством чувствования грубого физического объекта. Ментальное впечатление и физический объект полностью соотносятся, потому что хотя физический объект и есть фактически, но прошедшая через него проекция космического воображения имеет такую же реальность, как и ум, не более и не менее. В уме есть оба: познающий и познаваемое, зрящий и зримое. Когда ум воспринял объект, он трансформирует его в очертания этого объекта. Так что ум, думающий о божественном, которое он почитает, в конце концов при продолжительной направленности на это трансформируется в подобие этого божества. Тот кто долго занимает свой ум образом избранного Дэвата, тот становится таким же чистым, как и Дэвата. Это – фундаментальный принцип Тантрической Садханы, практики. Воспринятый объект называется Артха – термин, происходящий от корня "ри", который означает "достигать, знать, радоваться". Артха – это то, что познано и поэтому является объектом радости. Ум, как Артха в форме ментального впечатления, есть рефлексия внешнего объекта или (плотного Артха). Артха это как внешний объект, так и внутренняя тонкая ментальная форма, которая соотносится с ним. Этот аспект ума, который познается, называется Шабда или Нама (имя), а тот аспект, в котором он сам является своим собственным объектом или познаваемым, называется Артха или Рупа (форма). Внешний физический объект становящийся впечатлением в индивидуальности, также Артха или Рупа, а говоримая речь – это внешний Шабда. Субъект и объект в аспекте Мантры – это Артха и Шабда. Эти термины соответствуют ведантическим Нама и Рупа, или мысли и мыслеобразу. По словам Веданты, все творение – это Нама и Рупа. Ум – это сила, функция которой различать и идентифицировать. Так же как тело бывает причинным, тонким и плотным, так и Шабда (звук) имеет четыре состояния (Бхава): Пара, Пашьянти, Мадхьяма и Вайкхари (термины, которые будут объяснены в 5 главе). Пара-звук существует при дифференциации Маха-Бинду – великой творческой воли перед началом проявления. Это неподвижный первичный звук Кундалини в телесном центре Муладхара. Тот его аспект, в котором он начинает двигаться (хотя это и не какое-то отдельное движение), называется Пашьянти, и его место перемещается от Муладхары к Манипуре. Этот звук ассоциируется с Манасом и это первое движение бывшего неподвижным звука в его Ишвара-аспекте. Мадхьяма-звук ассоциируется с Буддхи. Это звук Хираньягарбха, Шабда. устремляющийся из Пашьянти к сердцу. Мадхьяма – это внутреннее "наименование", производимое познающим аспектом ментального движения, и Артха, или тонкий объект, принадлежащий ментальному тонкому телу. Восприятие зависит от различения и идентификации. В восприятии та часть ума, которая идентифицирует и различает, или познающая часть – это тонкий звук, а та часть, которая принимает очертания предмета (форма, соответствующая внешней вещи) – это тонкий Артха (объект). Восприятие объекта – такое следствие стимулирующей функции ума в его двойном аспекте, как Шабда и Артха, которое находится в нерасторжимой связи между познающим и познаваемым. Оба принадлежат тонкому телу. В творении первым проявляется Мадхьяма-звук. В этот момент нет никаких внешних Артха (объектов). Тогда космический разум проецирует этот Мадхьяма Артха в мир чувственного опыта и проявляет его в произносимой речи. Последний, Вайкхари-звук – это речь, возникающая в горле и исходящая изо рта. Это Вират-Шабда, поэтому Вайкхари-звук порождается языком и вызывается плотным объектом, который обозначается с помощью языка. Он принадлежит грубому телу Мадхьяма-звука, т.е. ментального движения или идеации в его познающем аспекте. Мадхьяма-Артха – это ментальное впечатление о грубом объекте. Внутреннее движение мысли в её аспекте Шабдартха (получившее образ) и рассматриваемое в его аспекте узнавания (Шабда) и как тонкий объект знания (Артха) принадлежат тонкому телу. Причина их обоих – это, во-первых, общее движение по направлению к особой идеации, из неподвижной причины, Пара-звука или высшей речи. Таким образом две формы внутренней или скрытой речи, причинная и тонкая, ведут к разговорному языку. Внутренняя форма идеации состоит из тонкого и произнесенного звука – грубого аспекта Мантры, которая – проявление Шабда-Брахмана. Плотный звук, называемый Вайкхари, или произнесенная речь, и плотный Артха – физический объект, выраженный в этой речи, – это проекция в мир грубого чувственного восприятия более тонких Шабда и Артха через изначальную активность Шабда-Брахмана. Поэтому в плотном физическом мире Шабда означает язык, т.е. предложения, слова и буквы – выражение идей и суть Мантры. В тонком ментальном мире Мадхьяма соответствует уму, который является и познающим и тонким ментальным объектом его познания, Артха. Это подробно состоянию сна: как Пара-звук есть причинный сон, а Вайкхари – бодрствующее состояние. Ментальный Артха – это Санскара, впечатление, отложившееся в тонком теле от прошлого опыта, которое снова проявляется, когда Джива пробуждается к миру опыта, и снова вспоминает о своем опыте, временно утерянном в космическом сне без сновидений, который и есть растворение (Маха-Пралайя). Из чего возникает эта Санскара? Как действие, она должна иметь причину. Эта причина – Шабда, тонкое или плотное имя, соответствующее этому особому Артха (образу). Когда слово "Гхата" (сосуд) произнесено, это вызывает в уме изображение самого объекта, так же как и представление об этом объекте. В состоянии Хираньягарбха звук, как Санскара, работает чтобы вызвать ментальные изображения. Целое – это звук и образ, имя и форма. Оба они неразлучно вместе. Нет звука без образа и образа без звука. Греческое слово "Логос" также обозначает и мысль и слово. Так проявляется двойная линия творения – звук и образ, идея и язык вместе с их объектами. Слышимая речь или внешнее проявление звука служит для творения звука. Образ творения является внутренним или внешним объектом, видимым ментальным или физическим зрением. Из космической начальной точки творения ум исходит первым, а из него развертывается физический мир, согласно созревшим Санскарам (отпечаткам), которые ведут к существованию проявленной Вселенной. Поэтому ментальный образ предшествует физическому образу, который является эволюцией ментального образа в плотную материю. Это ментальное состояние соотносимо с состоянием сна, когда человек живет только в ментальном мире. После творения, которое соответствует пробуждению к состоянию бодрствования, для индивидуальности возникает параллелизм имён и объектов. Произнесенная речь – проявление наименования или мысли. Эта мысль – движение, одинаковое в людях всех рас.
1 Для понимания природы Вритти их проще всего сравнить с волнами на поверхности воды (сознания), создаваемых ветром (восприятие). Волны делают воду (сознание) мутной и непрозрачной.
Когда англичанин или индус думает об одном и том же объекте, изображение этого объекта у них одинаковое, вызываемое самим объектом или произнесением его имени. Может быть по этой причине читающий мысли, чей мозговой центр находится в связи с центром другого человека, может читать скрытую речь, т.е. мысль того, чью разговорную речь он не может понимать, так как хотя движение мысли одинаково у всех людей, а выражение её как Вайкхари-Шабда различно. Согласно библейской легенде, так было до смешения языков, происшедшего у Вавилонской башни. И разве это не так, если мы делаем вывод, что различие во внешней речи возникает от различия рас, проявившихся со временем? Если бы инструменты и условия, которые обнаруживают мысль в форме речи, были теми же самыми для всех людей, тогда и язык был бы один. Но в настоящее время этого нет. Различны расовые характеристики и физические условия, такие как разная природа голосовых органов, климат, наследственность и т.д. Но для каждого отдельного человека, говорящего на каком-либо языке, произнесение имени какого-либо объекта есть грубое выражение движения его внутренней мысли. Такое произнесение вызывает это движение и порождает впечатления. Оно вызывает идею, а идея – это сознание, как ментальная операция. Эта операция может быть так усилена, что и сама становится творческой. Это – Мантра Чайтанья.
Из вышесказанного понятно, что когда говорится о том, что "буквы" находятся в шести телесных центрах, то не нужно понимать это как абсурдное утверждение, что буквы имеют письменную форму или форму произнесенного звука, который слышим ухом. Буквы в грубом смысле могут проявляться только в речи и письме. Это должно быть ясно, хотя точнее изложить это довольно трудно. Вообще нет более сложной темы, чем Мантра-Видья, вне зависимости от того, рассматривать ли её в целом или в связи с каким-то отдельным конкретным вопросом. Нужно все время остерегаться, чтобы не попасть в ловушку, пытаясь предписывать это в качестве метода самопостижения в полном смысле этого слова. Сложность увеличиваются и существованием некоторых различий в текстах. Так, иногда Дэвата Муладхары – Ганеша, а в "Шат Чакра Нирупана" это Брахма. Кроме того там же говорится, что Дакини в Муладхаре – Дэвата Асти-дхату (костной субстанции). Когда йог сидит в предписанной Асане, то кости окружают Муладхару, так как это – центр тела, и кости располагаются сверху и снизу вокруг Чакры. В другом тексте здесь помещена Дэви Шакини. Также сказано, что буквы, находящие на лепестках лотоса Муладхара – это Ва, Ша, Са и Сса.1 Почему именно они там? По этому вопросу мне были даны разные объяснения. Так как различные буквы запечатлены в различных видах материи, то кажется очевидным предположить, что буквы, соответствующие стихии Земли должны быть в центре Земли. Но изучение этого вопроса не подтверждает это. Кроме того говорится, что буквы имеют цвет, и что буквы определенного цвета распределены по лотосам того же цвета. Но "Шат Чакра Нирупана" не подтверждает это. Еще утверждается, что разные буквы исходят от соответствующих Дэват. Но буквы, произведенные Дэвата – это образы Мантры, как звука. Мне говорили и то, что буквы размещаются согласно их положению в произношении. Но отмечалось и то, что Муладхара – общий источник их всех. Кроме того говорится, что буквы на лепестках – это Биджа или семя Мантр всей активности, связанной с Таттвой того или иного центра. Все сущности Таттвы земли (Притхиви) могут быть созерцаемы в Муладхаре. Поэтому здесь имеются органы действия ходьбы (ноги), ощущения запаха, качества Притхиви. Нивритти-Кала и Брахма (Господин Таттвы). Но мне также говорили и то, что буквы Ва, Ша, Са и Сса – это Атма и Биджу четырех Вед, четырех Юг, четырех океанов, и поэтому они называются Чатурварнатмака, сущностью четырёх букв. Это верно, что четыре Веды находятся там и истекают из Пара-Звука, местопребывание которого Муладхара, ибо Веды в своём первоначальном смысле – это идея мира в уме творческого Брахмана, части которой открылись Риши (Пророкам) и воплотились в четырёх Ведах. Но почему Ва – это семя Ригведы, Ша – Яджурведы, и т.д.? Ритуальное объяснение можно найти в "Рудраямала-Тантре" (14-73, 15-2, 16-1, 16-2.) Лепесток Ва – это Брахма (Раджас Гуна) и Биджа слога "Rk"; Са – это Рудра (Тамас-Гуна) и Биджа слога "Са". Сса – это Биджа Атхарва, т.е. Биджа Шакти. Эти четыре буквы пребывают в Паразвуке в Муладхаре. Мне кажется (насколько мне позволяет моё знание Шастр) что детали описания центров бывают двух родов. Во-первых, есть некоторые факты объективной реальности. Это, например, наличие центров в позвоночнике. Или то, что принцип твердости (Притхиви) находится в самом нижнем из этих центров, который, как центр тела, содержит статическую потенциальную энергию, называемую Кундалини-Шакти. Этот центр-лотос имеет 4 лепестка, потому что таково распределение в нем Йога-Нади.2 Твердость удачно символизируется кубом, который является Янтрой этого центра. Дэвата этого центра тоже удачно восседает на слоне – символе массивности, соответствующей твердости "земли". Силы, создающие твердую, плотную материю йогин воспринимается жёлтыми. Возможно, особые субстанции тела и особые качества связаны с особыми центрами.
1 Обычно в Муладхаре указываются буквы Ва, ША, Са и Ла. Согласно другим источникам, последняя буква – Сса (Так передана буква Са с придыханием – отдельная буква в санскрите. – прим. пер.)
2 Термин "нерв" употребляется здесь за отсутствием другого эквивалента. Эти Йога-Нади не являются, как физиологические нервы, плотными объектами, но лишь тонкими каналами, по которым жизненная сила движется в теле.
Однако есть и другая группа вещей, которые, возможно, имеют только символическую реальность и которые даются Садхаку лишь для облегчения понимания инструкций и как объект для медитации. Буквы, связанные с внешней речью проявляются только после того, как возникли в горле. Поэтому они, как таковые, не могут существовать в Чакрах. Да и не говорится, что они там в буквальном виде – они присутствуют в Чакрах в тонкой и причинной форме. Такая тонкая форма называется Матрика. Но, будучи такой формой, она – Шабда, идеация и причина движения. Сознание само по себе (Сварупа) беззвучно (Них-Шабда) в своей высшей форме (Пара-Шабда).
Сознание принимает общее недифференцированное движение, так же как и дифференциированное движение, проявляющееся в виде произносимой речи. Внутреннее движение имеет внешнее соотношение с тем звуком, который исходит из губ. Это путь Мантры – сознание движется, как Шакти, и проявляется, во первых, как субъект и объект в тонкой форме ума и его содержимого, порождаемого отпечатками (Санскарами) и, во-вторых, в грубой форме речи, как выражение идей и физических объектов (Артха), которые творчество космического ума проецирует в мир чувственного опыта, чтобы они были источником впечатлений индивидуального опыта внутри его. Верно, что в этом смысле буквы, как скрытая речь или семя внешней речи, содержатся в Чакрах, но назначение отдельных букв и их размещение в Чакрах, – это та тема (если это, конечно, есть в действительности, а не только символизм), которой я уже касался в своей книге "Шакти и Шакта".
В каждой из Чакр есть также Биджа (семя) Мантра каждой из Таттв. Они – семя Таттвы, выходят из неё и возвращаются в неё. Естественное имя чего-либо – это звук, который производится действием движения сил, составляющих его. Поэтому говорится: кто мысленно или устно произнесет с творческой силой природное имя чего-либо, тот приносит в бытие вещь, которая породила это имя. Так, "РАМ" – Биджа Огня в Манипура-чакре. Это Мантра "РАМ", – выражение в грубой форме тонкого звука, производимого силами, создающими огонь. То же самое объяснение дается и насчет "ЛАМ" в Муладхаре и других Бидж в других Чакрах. Простое произнесение "РАМ" или любой другой Мантры – это, действительно, всего лишь движение губ. Но если сила Мантры пробуждена, тогда это – Мантра-сознание, и тогда Садхак может сделать Мантру действенной. Так и Вайкхари-Шабда со своим носителем Дхвани – это тело силы сознания, которое способно сделать произносящего Мантру владыкой стихии Огня. Однако в любом случае в этом должна быть творческая мысль, которая оживляет произносимый звук, и он начинает работать в малой человеческой магии, так же как он сначала работал в великой магической игре создателя мира. Его мысль была соединена с творческой силой всех мыслей. Каждый человек – это Шива, и он может достичь его силы по мере своей способности сознательно реализовывать себя как такового. Дэвата вызываются для различных целей. Дэвата – это Шабда и Артха (звук и образ) Первое – имя (Мантра-субъект) и второе – тот Дэвата, чье это имя. Практикой (Джапа) Мантр достигается присутствие вызываемого Дэвата. Джапа, повторение Мантр, сравнивается с деятельностью человека, трясущего спящего, чтобы разбудить его. Две губы – это Шива и Шакти. Их движение – это их совокупление (Майтхуна). Шабда, происходящий из них, имеет природу семени (Бинду). Производимый этим Дэвата – сын Садхаки. Это не высший Дэвата, который остается бездеятельным, а эманация, производимая Садхаком для своих целей. Так, при почитании Шивы появляется мальчик Шива (Бала-Шива), затем он становится большим благодаря питанию, которое Садхак дает своему творению.
Мистик сможет понять весь этот символизм в том смысле, что Дэвата – это форма сознания Садхака, которую он пробуждает и укрепляет. Это его сознание становится сначала мальчиком Шивой, а потом, когда окрепнет, становится вполне зрелой Божественной Силой. Все Мантры находятся в теле как формы сознания. Когда Мантра практикуется, она оживляет Санскары (отпечатки), и Артха (образ) появляется в уме. Поэтому Мантры – это форма Санскара Дживы, чей образ становится проявлением сознания, готового постичь его. Сущность всего этого – концентрация мысли и силы воли. Но для такой цели необходим метод соответствующий искомому результату, – такой, как речь и определенные виды практики. Так учит Мантра-Видья, объясняющая что есть Мантра.
Причинное состояние звука называется Шабда Брахман, т.е. Брахман как причина звука и образа. Непроявленная (Авьякта) сила или звук, которые – причина проявленного звука и образа, возникает из дифференциации Высшего Бинду от Пракрити в форме Бинду через преобладание Крийя Шакти.1 Авьякта Рава или Шабда (непроявленный звук) – принцип звука, как такового (Нада-Мантра). Это – недифференцированный звук, не проявленный в форме букв, а выражающийся через творческую активность. Он – причина проявления звука и образа. Это – Брахман, рассматриваемый как всепроникающий звук, неделимый и непроявленный, чья субстанция – Нада и Бинду, ближайший творческий импульс в Пара-Шиве и ближайшая причина проявленного звука и образа. Это – вечный и лишенный частей Спхота,2 в котором звук и образ не разделены и являются силой, посредством которой существуют и могут быть познанными и звук и образ. Таким образом, Шабда Брахман – это кинетический недифференцированный аспект идеи недифференцированного Высшего Сознания философии или Сагуна-Брахмана религии. Чит-Шакти, носителем которой является недифференцированная Пракрити-Шакти, – это творческий аспект Брахмана, трансцендентного и бесформенного (Ниргуна) и в то же время имманентного, имеющего форму (Сагуна). Как говорит Хатха-йога Прадипика (4. 101-102.) "Всё, что слышимо в форме звука – это Шакти. Поглощенное состояние (Лайя) Таттв (в которых эволюционирует Пракрити) – это то, в чем не существует форм. До тех пор пока есть Эфир, до тех пор есть и звук. Беззвучие – это Пара-Брахман или Параматман". Шабда-Брахман с целью творения проецирует самого себя в двух формах движения во-первых, как Шабда (с ментальной вибрацией познания), который, проходя через вокальные органы, становится произносимым звуком; и во-вторых Артха – движения, обозначаемого звуком в форме всех вещей, оставляющих содержание ума и объективного мира. Оба они – эманации из сознания активности Шакти, которая – весь этот мир (Вак или Логос) и, по сути, они – одно и то же. Между ними есть постоянная связь. В высшем смысле это нужно понимать так, что Вселенная состоит из букв. Это 50 букв санскритского алфавита, которые изображаются в виде гирлянды отрезанных человеческих голов, которые несет мать Кали, нагая и темная, как грозовая туча, стоящая среди костей и трупов животных и птиц на выжженной земле, на белом теле Шивы, лежащем подобно трупу (Шаварупа). Это она забирает в себя все формы речи и все объекты во время всеобщего растворения (Маха-Пралайя).
1 "Шарада Тилака" (12) говорит о том, что когда в сознании возникает творческая активность, то это то состояние, в котором – причина существования субъекта и объекта, ума и материи.
2 Спхота – от корня "спхут" – "раскрываться, как почка" – это то, чем раскрывается частное значение слов. Буквы, как по отдельности, так и в комбинациях, не значат сами по себе ничего. Слово – это не сама вещь, но через слово, когда оно произносится, обозначается знание вещи. То, что обозначает вещь, это раскрытие – Спхота, и это не то, что представляют собой сами буквы. Этот Спхота – вечный Шабда.
Шабда-Брахман – это сознание во всех существах, и оно принимает на себя форму Кундалини и обитает в теле всех дышащих существ в форме Праны, проявляющее себя через буквы в прозе и стихах. В сексуальном символизме Шакта-Тантр Бинду – семя1 истекает из перевернутого соединения2 Махакала и Махакали. Это семя, созрев в Йони Пракрити, истекает как Кундалини в форме букв. Кундалини как Махаматрика-Сундари имеет 51 кольцо, и эти кольца – Матрики или тонкие формы грубых букв (Варна), которые – Вайкхари, форма Шабда (звука) в Чакрах. Кундали с одним кольцом – Бинду, с двумя – Пракрити-Пуруша, с тремя – Шакти (в форме Воли, Знания и Действия) и три Гуны (Саттва, Раджас и Тамас), а свернутая в три с половиной оборота она тогда, когда она актуально – творческая, с Викрити; с четырьмя оборотами – она Дэви Экаджата и т.д. до Шриматрикот Патисундари с 51 кольцом. Непроявленный Пара-Шабда в теле – это тот, который первым истекает из Кундалини Шакти в нижней Чакре и устремляется вверх как Пашьянти, Мадхьяма и Вайкхари Шабда.3 Когда Шакти впервые становится "видимой", она – Парама Кала в форме Матери (Амбикарупа), которая – высшая речь и высший мир. Она "видит" проявленного из Пашьянтик Вайкхари. Пашьянти – это то состояние Шабда, в котором сила воли в форме острия заставляет развертываться Вселенную в форме семени(Биджа). Это Шакти Вама, Мадхьяма Вак, которая есть Джняна (знание) и в форме прямой линии есть Джиестха Шакти. Здесь в особом виде движения происходит первое принятие на себя формы (Матрика). Состояние Вайкхари – это состояние Крийя Шакти, или Дэви Раудри, чья форма – треугольник, и форма Вселенной.
1 Термин Бинду также означает "капля", ассоциируясь с каплей семени.
2 Випарита-Майтхуна, Шакти находится на Шиве, и движется при совокуплении с ним, потому что Она – активность, а Он – инертное сознание.
3 Считается, что последовательно проявляющиеся звуки Нада являются признаком поднимающейся Кундалини Шакти. В разных Чакрах слышен разный звук, возникающий при прохождении Кундалини через эти Чакры. – прим. пер.
Как первая Шакти производит тонкие буквы Матрика, которые – Васана, так последняя – это Шакти грубых букв, из которых состоит слова и их объекты. Эти буквы – гирлянда Матери, истекающая из неё в форме Кундалини Шакти и поглощаемая обратно ею в процессе описываемой здесь Кундалини-Йоги.
Глава 5
ЦЕНТРЫ ИЛИ ЛОТОСЫ. ЧАКРЫ. ПАДМЫ

Здесь нам пора перейти к рассмотрению Чакр, тонких центров в теле, где действуют Шакти (Силы) различных Таттв, – принципов, составляющих телесные оболочки. Пять низших центров от Муладхары и до Вишуддхи – это центры Бхута, пяти форм чувствующей материи. Аджня и другой центр в области между Аджной и Сахасрарой, – центры Таттв, составляющих ментальные оболочки, в то время как Сахасрара – тысячелепестковый лотос на вершине мозга – это полная блаженства обитель Парама-Шивы-Шакти, состояния чистого сознания.
Описание Чакр можно делать, во-первых, на основании западной анатомии и физиологии центральной и симпатической (периферической) нервной системы, во вторых на основании тантрического учения о строении нервной системы и её центров; и, наконец, с соотнесением, по мере возможности, этих двух систем на основе действительной анатомии и физиологии, что как раз и свойственно тантрическому оккультизму.
Тантрическая теория рассматривает Чакры и Сахасрару преимущественно в физиологическом аспекте (Бхогаятия), соотнося их со спинным мозгом и головным мозгом. Нужно отметить, что так же как есть пять центров, которые будут описаны дальше, спинной хребет разделяется на пять частей. Нижняя область, называемая коссагиальной,1 состоящая из четырех неполных позвонков, часто соединяющихся в форме одной кости; сакрум, поясничная область, состоящая из пяти позвонков; спинная область, расположенная сзади тела и состоящая из 12 позвонков, и затылочная область или область шеи, состоящая из 7 позвонков. Как показывают срезы ствола спинного мозга, разные области его имеют разные характеристики. Грубо говоря, они соотносятся с областями, которые контролируют Муладхара, Свадхиштхана, Манипура, Анахата и Вишуддха Чакры или Лотосы (Падмы). Центральная нервная система связана с периферической через 31 спинной и 12 черепных нервов, которые одновременно и эфферентны и афферентны, чувствительны и моторны. Из черепных нервов последние шесть возникают из спинной луковицы (медуллы), а другие шесть (исключая обонятельный и оптический нервы), – из части мозга расположенной прямо перед луковицей. Авторы йогических и тантрических текстов употребляют термин Нади преимущественно для самих нервов. Как уже отмечалось, говоря о Ширах, они подразумевают черепные нервы, никогда не называя так артерии. Однако нужно заметить, что Йога-Нади – это конечно же не обычные материальные нервы, но более тонкие каналы, по которым движется жизненная сила. К спинным нервам, после того, как они входят в межпозвоночные отверстия, присоединяются ганглиальные шнуры симпатической нервной системы, которая лежит на каждой стороне позвоночного столба. Спинной мозг у человека вытягивается от верхней границы атласа внизу мозжечка, проходит в медуллу и окончательно открывается в четвертом выходном отверстии мозга, опускаясь ко второму поясничному позвонку, где в конце суживается до точки, называемой Filus terminale. Я уже говорил, что микроскопические исследования доктора Куннингэма обнаружило существование высокочувствительного серого вещества в Filus terminale, которое считалось прежде просто волокнистым шнуром. Это имеет значение, потому что именно в этом месте помещается Муладхара и Змеиная Сила. Это образование продолжается на некоторую длину, величина которой изменчива, и слепо заканчивается. Внутри кости, покрывающей этот нервный шнур, который является смесью серого и белого вещества мозга, серое вещество расположено внутри. Шнур разделяется на две симметричные половины, которые связаны между собой комиссурой в середине которой есть небольшой канал, называемый центральным спинным каналом, в котором находится Брахма-Нади, и который является тем остатком, из которого развился и шнур и сам спинной мозг. Этот канал содержит в себе спинномозговую жидкость. Серое вещество, образует неоднородный стержень, вытягивающийся на всю длину шнура. В поясничной и затылочной областях есть специальные расширения, которые происходят главным образом от увеличения количества серого вещества в этих местах. И хотя в целом весь шнур серого вещества утолщается в местах соединения со спинными нервами, так что можно видеть образование напоминающее ожерелье, более всего это заметно в низких позвонках, связанных с брюшной ганглиозной цепью. Белое вещество состоит из областей или столбиков нервных волокон. На верхней границе атласа или первого мозгового позвонка спинной шнур переходит в медуллу – продолговатость ниже мозжечка. Центральный канал открывается в четвертый желудочек мозга. Мозжечок – это позднее образование, развившееся из самого заднего из трёх первичных расширений церебро-спинального тела эмбриона, и это четвертый желудочек, состоящий из остатка первоначальной полости. Выше него находится мозг, который с частями внизу его есть расширенная и очень сильно измененная верхняя часть церебро-спинальной нервной оси. Спинальный шнур – это не просто проводник между периферическими нервами и центрами ощущений и желаний, но также и независимый центр или группа центров. Есть различные центры в позвоночном столбе, которые имеют значительную автономность, но связаны с высшими центрами через ассоциирующие и продольные области позвоночного столба. Все функции, которые первоначально были приписаны низшим центрам, принадлежат также в окончательном смысле и мозговым центрам. Подобно этому все буквы, которые существуют на лепестках лотосов, существуют и в Сахасраре. Центры влияют не только на сокращение мышц и на произвольные движения, но также и на функции сосудистых иннерваций, секреций и т.д., которые тоже имеют свои центры в первую очередь в позвоночнике. Мозговые центры, однако, контролируют эти функции только в связи с проявлением воли, чувств, эмоций, в то время как спинные центры с подчиненной им симпатической системой представляют собой механизмы бессознательной адаптации в согласии с различными условиями стимулов, которые являются самым существенным для продолжения существования организма. В то же время медулла – это способ связи между высшими центрами и периферией, и в то же время это независимый центр, регулирующий функции самого высшего значения во всей нервной системе. Нужно отметить, что нервные волокна, передающие двигательные импульсы и спускающиеся из головного мозга к спинному, дальше на своем пути через спинную луковицу (медулла) внезапно переходят с одной стороны на другую – этот факт был отмечен Тантрами в описании Мукта Тривени, связанной многочисленными афферентными и эфферентными нервами с мозжечком и мозговыми ганглиями. Выше мозжечка находится сам мозг, активность которого обычно ассоциируется с сознанием, волей, идеацией и прохождением волевых движений. Понятие сознания, которое интроспективно содержится в психологии, не должно, однако, смешиваться с понятием о физической функции. Поэтому нет органа сознания, так как сознание – это не органическое явление, и у него нет ничего общего с физиологической концепцией энергии, чью внутреннюю интроспективную идею оно представляет. Сознание само по себе – это Атма. Ум и тело – а мозг это часть тела, – вуалирует проявление сознания, которое поэтому в материальных формах приобретает видимость бессознательного. Живой мозг образован грубой чувствующей материей (Махабхута), возбуждаемой Праной или жизненным принципом. Его материал изменяется так, чтобы можно было создать подходящее промежуточное звено для выражения сознания в форме ума (Антахкарана). И если сознание – это отнюдь не свойство тела, то оно тем более и не свойство мозга, и мозг необходим лишь для проявления сознания, и это вовсе не значит, что сознание присуще мозгу и является его свойством. На каждой стороне позвоночного столба есть цепь ганглий, связанных с нервными волокнами, называемая симпатическим нервным стволом (Ида и Пингала), и протянувшаяся на всем протяжении от черепа до основания позвоночника. Она связана с позвоночником, и было отмечено, что в горловой и поясничной областях есть ганглии, через которые эта цепь регулярно сообщается с каждым спинным нервом, хотя в затылочной области многие из этих нервов появляются, чтобы затем бесследно исчезнуть. Эти широкие разветвления нервной структуры находятся в области сердца, желудка и легких, – в областях, управляемых Анахатой, Манипурой и Вишуддхой, т.е. в трех верхних из пяти описываемых далее Чакр. Из симпатической цепи на каждой стороне нервные волокна проходят к висцеральной брюшной области и к горлу. От них нервы снова проходят назад, в спинные нервы и в другие, переходящие в черепные нервы и в распределяющиеся по кровеносным сосудам конечностей и других частей тела, к которым идут спинные или черепные нервы. Симпатические нервы главным образом несут импульсы, которые управляют висцеральными мышечными тканями и мышечной оболочкой мелких артерий в различных тканях. Через симпатическую нервную систему поддерживается тонус кровеносных сосудов воздействием вазомоторных центров в спинной луковице. Однако симпатическая система получает те импульсы, которые она распределяет, из центральной нервной системы, и они отнюдь не возникают в самой симпатической системе. Импульсы, исходящие из спинного мозга, через предыдущие корни спинных нервов по коротким ветвям проходят в симпатические цепи. Работа симпатической системы контролирует циркуляцию крови, пищеварение и дыхание. Анатомическое устройство центральной нервной системы чрезвычайно запутано, и до сих пор точно не известны все возможные случаи, которые могут происходить в этой путанице нервных клеток, волокон и волоконцев. Поскольку всё это описано в физиологии центральной нервной системы, то вряд ли мы сможет сделать что-либо большее, чем отыскать пути, по которым импульсы проходят из одной части системы в другую, и из анатомических связей вывести с большей или меньшей вероятностью природу физиологических связей, которые эти части формируют с каждой другой частью и с остальным телом. В общем можно предположить, что есть нервные центры, такие как генитально-спинальный центр, физиологические функции которых связаны с определенными участками спинного мозга. Тонкий аспект таких центров, как проявления сознания, (Чайтанья) воплощенного в различных формах Майя-шакти, здесь мы называем Чакрами. Они имеют связь через определенных проводников с плотными органами размножения, питания, пищеварения, сердечной деятельности и дыхания, и в этом смысле их можно соотносить с Муладхарой, Свадхиштханой, Манипурой, Анахатой и Вишуддхой соответственно. Как области, предназначенные для высших центров, они находятся в особой, даже исключительной связи с различными процессами восприятия, волеизъявления и идеации.
1 Здесь и далее физиологические термины, употребляемые автором, не всегда могут совпадать с терминами, принятыми в современной медицинской литературе на русском языке. – прим. пер.
После этого краткого введения в терминах западной физиологии и анатомии я перехожу к описанию Чакр и Нади, стараясь найти соответствия между обеими системами.
Проводниками пранической или жизненной силы являются нервы, называемые Нади, которых в теле тысячи. "Как в листке дерева Ашваддха (Ficus Religiosa) есть множество мельчайших волокон, так и по телу распространены нервы Нади" (как говорится во 2 шлоке "Шат-Чакра-Нирупаны"). Слово Нади происходит от корня "Над" – "движение". Через них движется Прана, жизненный принцип. "Бхуташуддхи Тантра" говорит о 72.000, "Прапанчасара Тантра" о 300.000 и "Шива Самхита" – о 350.000, но из них только ограниченное количество имеет значение. Некоторые грубые, физиологические нервы, вены и артерии известны медицинской науке, но и они имеют не только эти грубые формы, но и аспект Йога-Нади. Последние могут быть описаны как тонкие каналы Праны или жизненной энергии. По Нади – каналам Праны, – текут солнечный и лунный потоки. Если мы бы могли их видеть, то тело представляло бы для нас зрелище, напоминающее карту, с отмеченными на ней различными океанскими течениями. Это те пути, по которым идет Прана-Шакти. Поэтому они, как жизненные элементы, относятся к науке о жизни, а не к медицинской Шастре (Вайдья-Шастра). Отсюда и значение Садханы, которая состоит в физическом очищении тела и его Нади. Для того чтобы чистота ума – в том пространном смысле, который вкладывают в это индусы, – была достигнута, необходима чистота тела. Очищение Нади – это, быть может, главнейший фактор в предварительных стадиях Йоги, потому что их нечистота препятствует подъёму Кундалини Шакти, а их чистота, наоборот, облегчает это. Это – задача Пранаямы. Главных из этих Нади – 14, а из этих 14 Ида, Пингала и Сушумна самые важные. Из этих трех опять таки самая важная это Сушумна, а ей подчинены все остальные, потому что силой Йоги Прана идет через них, и, проходя через Чакры, покидает тогда тело через Брахма Рандхра. Сушумна расположена внутри спинномозгового столба (Меруданда), там, где обычно помещается внутренний канал, и идёт из основного сплетения Таттвического центра, называемого Муладхара, к 12-лепестковому лотосу в околоплоднике Сахасрара-падмы или тысячелепесткового лотоса. Внутри огненно-красной тамасической Сушумны есть сияющая раджасовая Ваджрини-нади, а внутри неё – бледная, подобная нектару саттвическая Читра или Читрини-нади. Внутри неё – Брахма-нади. Первая подобна Огню, вторая Солнцу, третья – Луне.1 Таков тройственный аспект Шабда-Брахмана. Отверстие в нижнем конце Читрини-нади называется Брахма-двара. "вратами Брахмы", и через него восходит Дэви Кундалини. Вдоль этой Нади, называемой Кула-марга, и "Царская дорога" (Раджа-марга) идет Кундалини при том процессе, который будет дальше описан.
1 Поэтому в "Лалита-Сахасранама" (106) она называется "Muladhara bujarudha". Огонь, Солнце и Луна – это аспекты тройственной дифференциации Парабинду или Камакала. Об этом см. дальше.

Солнце символизирует яд, а луна – нектар бессмертия ("Шандилья Упанишада, гл. 1). И яд и нектар были получены богами при "пахании" океана, и они символизируют созидательное и разрушительное начала мира.
По сторонам Сушумны есть два других нерва – бледная Ида или Шаши (Луна) и красная Пингала или Михира (Солнце), которые связаны с последовательным дыханием то через одну, то через другую ноздрю. Ида – женское начало и воплощение нектара, она находится слева, а Пингала – мужское начало и воплощение природы Рудры, находится справа. Оба они оказывают время (Кала), а Сушумна устраняет Кала. Тот, кто вступает на этот путь, становится вне времени. Иду, Пингалу и Сушумну также называют еще Гангой, Ямуной и Сарасвати по названиям трех священных рек Индии. Муладхара – это место встречи трех рек, и поэтому она называется Юкта-тривени. Начинаясь от Адхара-лотоса, эти три Нади справа налево и слева направо обвивают все лотосы. Согласно же другому мнению, они располагаются просто по сторонам спинного хребта. Один мой друг, индийский медик, говорил мне по этому поводу, что здесь нет противоречия, и что всё зависит от того, считать ли Иду и Пингалу существующими вне или внутри спинного хребта. Когда они достигают места между бровями, известного как Аджня-чакра, они входят в Сушумну, образуя тройной узел, называемый Мукта-тривени. Три "реки", которые текли раздельно, соединяются в этой точке, и поэтому Аджня-чакра называется Мукта-тривени. Те Нади, которые начинаются в правом яичке, идут к левой ноздре, а те Нади, которые начинаются в левом яичке, идут к правой ноздре. Поэтому и говорится, что различие, делаемое между согревающим Солнцем и охлаждающей Луной – это то различие, которое существует между положительной и отрицательной фазами одного и того же явления и объекта, где в любой форме активности можно найти положительный и отрицательный полюс. Пингала, согласно этой точке зрения – проводник позитивного, солнечного потока, а Ида – негативного, лунного потока. Огненная Сушумна – это внутренний солнечно-лунный нерв, в котором оба потока встречаются.1 Это частные проявления общей космической материи, каждая часть которой состоит из трех Гун и тройственных Бинду, которые – Солнце, Луна и Огонь.
1 Это три Нади, которым в Латасадхане поклоняются как Чандра, Саури, Агни (Солнце, Луна и Огонь) в Маданагара (синоним Йони).
Рассматривая нервные стволы и волокна, черепные и спинные нервы и связанные с ними симпатические нервы, доктор Броджендранатх Сил писал:
"Согласно авторам йогических текстов, все Шира и Дамани, как проводники жизненных токов, продуктов метаболизма, лимфы или крови – это черепные нервы, и идущие из сердца через спинной хребет к черепу. Эти черепные нервы делятся на пары для гортани и языка, для понимания и употребления речи, для поднимания и опускания век, для слез, для особых ощущений, и т.п., – в этой классификация Сушрута сейчас уже трудно разобраться. На перечисление спинных нервов со связанной симпатической сетью и ганглиями – явная модернизация идей старых анатомов" (Prof. Sarkar. "Positive Background of Hindu Sociology").
Потом он продолжает
"Сушумна – центральный ствол позвоночного столба (Брахма-данда или Меру) находится в этом. Две цепи симпатических ганглий налево и направо называются Ида и Пингала. Симпатические нервы имеют свои главные связи с Сушумной в солнечном сплетении (Набхи-чакра). Из 700 нервных стволов симпатической нервной системы 14 самых важных.
1. Сушумна – в центральном канале спинного хребта.
2. Ида – левая симпатическая цепь, вытягивающаяся из левой ноздри по направлению под левую почку в форме изогнутого лука.
3. Пингала – соответствующая цепь справа.
4. Куху – пудический нерв священного сплетения, слева от спинного хребта.
5. Гандхари – позади левой симпатической цепи; предполагается, что она вытягивается из-под нижнего угла левого глаза к левой ноге. Вероятно, что некоторые нервы затылочного сплетения идут вниз через спинной хребет и соединяются в седалищном нерве сакрального сплетения.
6. Хастиджихва напротив левой симпатической цепи вытягивается из-под нижнего угла левого глаза к большому пальцу левой ноги. Патологические медицинские факты заставили поверить утверждению, что существует специальный нерв для связи между глазами и большими пальцами.
7. Сарасвати – справа от Сушумны, вытянута вверх к языку (гипоглоссальные нервы затылочного шейного сплетения).
8. Пуша – позади правой симпатической цепи, вытягивается из под нижнего угла правого глаза к животу (связывающая цепь затылочного и поясничного нерва).
9. Пайяшвини – между Пуша и Сарасвати, левая ушная ветвь затылочного сплетения.
10. Шанкхини – между Гандхари и Сарасвати, левая ушная ветвь затылочного сплетения.
11. Яшашвини – впереди правой симпатической цепи, вытягивается из правого большого пальца к левой ноге (лучевой нерв бронхиального сплетения, продолжающийся на некоторых ветках большого седалищного нерва).
12. Варуна – нервы священного сплетения между Куху и Яшашвини, разветвляющиеся над нижней частью туловища и конечностями.
13. Вишводара – нервы поясничного сплетения между Куху и Хастиджихва, разветвляющейся над нижней частью туловища и конечностями.
14. Аламбуша – нервы, происходящие из сакрального сплетения и идущие к мочеполовым органам.1
1 Описание взято из "Сангатаратнакара" (144-156). Подробнее об этом – "Йогарнава Тантра".
Таттвы в теле, пропитанном Праной, имеют некоторые специальные центры преобладания и влияния, которые и есть Чакры (центры, круги, или области) или Падмы (лотосы), описанию которых и посвящена эта работа.

Рис. 1. Система центров
Внутри Меру или позвоночного столба есть шесть главных центров деятельности Таттв, называемые Чакры или Падмы, которые являются местопребыванием Шакти, так же как Сахасрара является обителью Шивы. Эти Чакры следующие: Муладхара, Свадхиштхана, Манипура, Анахата, Вишуддха и Аджня, которые в физическом теле связаны с основными нервными сплетениями и органами, от сакрального сплетения и до пространства между бровями, которое некоторые отождествляют с шишковидной железой, центром "третьего (духовного) глаза", а другие – с мозжечком. Но Чакры сами по себе, как будет объяснено дальше, – это центры сознания, и это лишь тонкая форма силы, но не плотные объекты, на которые они действительно могут влиять – различные нервные сплетения в теле и мозговые центры, с которыми они иногда произвольно и неточно отождествляяются. В той части тела, которая ниже Муладхары, находятся семь низших миров – Патала и другие, – которые вместе с Шакти поддерживают всё во Вселенной.

Рис. 2. Муладхара
Первый центр – Муладхара Чакра ("Мула" – "корень" и "Адхара" – "поддержка"), и он называется так, потому что он – корень Сушумны, где покоится Кундалини. Он находится у места встречи Канды (корня всех Нади) и Сушумна-нади, в области между половыми органами и задним проходом. Здесь – центр тела человека.
Такие указания положения Чакры, делаемые здесь по поводу этого и других лотосов, не означают, что сами Чакры действительно находятся в плотном теле, но лишь то, что это тонкие центры той или иной плотной области. Такие центры существуют в спинном хребте, который является их осью. Читатель должен помнить это замечание при описании Чакр, иначе у него сложится ошибочное представление о них.
Этот малиновый лотос1 имеет четыре лепестка, Вритти которых – это четыре формы блаженства, известных как Парамананда, Сахаджананда, Йогананда и Вирананда.2 На этих 4 лепестках золотые буквы Вам, Шам, Ссам, Сам. Каждая буква в своей Вайкхари-форме – это грубое проявление внутреннего тонкого звука. Каждая из букв, написанных на лепестках – Мантра, и в этом смысле – Дэвата. Лепестки – это очертания, образованные расположением Нади в каждом отдельном центре, и они – Прана-Шакти, проявляемая в живом теле в форме Прана-вайю. Когда тот или иной звук уходит, она прекращает свое проявление. Поэтому каждая буква – особый звук, или сила в каждой отдельной Чакре , и вместе с её Дэвата – главным божеством и его Шакти. Как Шакти, эти буквы – проявления Кундалини, и все вместе составляют ее Мантра-тело, потому что Кундалини является одновременно и светом (Джотирмайя) и Мантрой (Мантрамайя). Мантра – это более грубый аспект, и с ним связана практика Джапа, а свет – более тонкий аспект, который ведет вверх, к Йоге. Их специальное перечисление и размещение означает различия в теле звука (Шабда). Лотос Муладхара – центр желтой Притхиви, Таттвы Земли с ее четырехугольной мандалой. Биджа-мантра этой Таттвы – ЛАМ.3 В этом лотосе – Притхиви Таттва, Биджа которой – ЛА с Бинду или Брахма-сознанием, господствующим над этим центром, или "ЛАМ", что является грубым выражением тонкого звука, производимого вибрациями сил этого центра. Тонкая Тэджас Таттва и ее Биджа "РАМ" находятся в Манипура-Чакре, а грубый огонь, известный как Вайшванара, находится в физическом животе, которым управляет тонкий центр. Этот Биджа представляет собой Таттву, преобладающую в этом центре, и сущность её активности. Согласно тому символизму, которому мы следуем во всей этой работе, Биджа сидит на слоне Айравата, находящемся тоже здесь. Слон, как и другие животные, помещенные в Чакрах, предназначены для символической передачи качества преобладающей здесь Таттвы. Так слон – символ силы и прочности – соответствует Таттве земли. Кроме того эти животные – носители Дэват. Так, в этой чакре находится семя (Биджа) Мантры Индры, чей носитель – слон Айравата. Дэвата этого центра, согласно текстам, – творящий Брахма, чья Шакти – Савитри. Здесь также есть Шакти, именуемая Дакини4 и другие Шакти, которые за ней следуют – Лакини и иные. Есть также и Шакти Дхату (телесных субстанций), предназначенных для этого и для других центров. Здесь же находится и "женский" треугольник (Йони, вагина), известный как Трайпура. Это – Шактипитха, в котором пребывает "мужской" Шива Лингам, Сваямбху, о котором говорится, что он формой и цветом напоминает молодой лист. Он творит всех Дэва и Дэват, Майя-Шакти и Чит-Шакти, и все аспекты Брахмана, проявляющиеся в других центрах. (Шат-Чакра Нирупана, 4-14) Всего же Лингамов четыре: Сваямбху-лингам, Итара-лингам, Бана-лингам и Пара-лингам. Согласно "Йогини-Хридайя Тантре" (гл. 1) они называются так потому, что они ведут к Чит. Они – Питхи, Камарупа и остальные отражают Чит, и являются формами Манаса, Ахамкара, Буддхи и Читты. К первым трем лингамам относятся некоторые символические формы и цвета – желтый, красный, белый; треугольник и круг – и некоторые буквы: 16 гласных, согласные от Ка до Та (мягкого) и от Тха до Са. Пара-лингам – бесформен, бесцветен и безбуквен, ибо в нем пребывает общая совокупность всех букв в форме блаженства. Треугольник Трайпура (в Муладхаре) – отражение в Дживе треугольника Камакала, который находится в Сахасраре. Дэви Кундалини, сверкающая как молния, сияет в полости этого лотоса, как цепь блестящих огней; она приводит в смущение весь мир, поддерживая дыхание всех живых существ, и она лежит спящая, свернувшись в три с половиной оборота вокруг Сваямбху-лингама, и закрывает своей головой вход Брахма-двара, Врата Брахмана.
1 Этот и другие лотосы описываются обращенными вниз. Когда через них проходит Кундалини, они "оживают" и поворачиваются вверх.
2 Хотя об этих Вритти или качествах четырех форм блаженства в "Шат-Чакра-Нирупане" ничего не говорится, о них есть упоминания в комментариях Таркаланкара к "Маханирвана-Тантре".
3 "Дхьянабинду Упанишада" связывает Биджу каждой из Чакр с пятью Пранами. Биджа ЛАМ связана с Вьяной.
4 Она – "привратница" ("Саммохана Тантра", гл. 2) (Имеются в виду "врата Брахмы", Брахма-двара – прим. пер.)

Рис. 3. Свадхиштхана
Свадхиштхана Чакра – второй лотос, находящийся выше, и, согласно комментариям, называющийся так от Сва или Парама-лингама. Этот лотос цвета киновари, с 6 лепестками, и он находится в спинномозговом центре в области у корня половых органов. На его лепестках блестящие, подобно молнии, буквы: Бам, Бхам, Мам, Йам, Рам, Лам. Таттва этого центра – "вода" (Апас). Это белая область Варуны. Таттвическая Мандала имеет форму полумесяца. Биджа Воды – ВАМ. Этот Биджа Варуны сидит на белом Макара (крокодиле) с петлей в руках. Здесь же находятся Хари и Ракини-Шакти, свирепого вида и грозно скалящая зубы.

Рис. 4. Манипура
Выше него, в области пупа есть лотос Манипура (Набхи-падма). Он называется так потому, что, согласно "Гаутамия-Тантре", там присутствует свирепый Тэджас, сверкающий, как драгоценный камень. У этого лотоса 10 лепестков, на которых буквы: Дам, Дхам, Нам, Там, Тхам, Ддам, Ддхам, Ннам, Пам, Пхам. Это – треугольная область Тэджас-таттвы, и в треугольнике – три свастики. Красный Биджа огня – "РАМ", – сидит на баране, носителе Агни – бога огня. Здесь же старый красный Рудра, испачканные белым пеплом, и Шакти Лакини, которая, как повелительница этого пищеварительного центра, считается "любящей животную пищу, чья грудь красная от крови, текущей из её рта". Лакини и другие специальные Шакти в описываемых здесь центрах – это Шакти самого йогина, Шакти Дхату, предназначенные каждая для своего телесного центра. Концентрация на этих центрах может включать себя и удовлетворение аппетита этих богинь. Считается, что Шакти высших центров не употребляют мяса. Из этих трех центров развивается грубый Вират – тело в бодрствующем состоянии.


Скачать книгу: Кундалини йога. Змеиная сила [0.20 МБ]