Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

умом точно так же, как мы сознаём свою власть над телом и независимость от него. Это знание должно быть постигнуто учеником
постепенно. Необходимо твёрдо ставить ногу на ступеньку, прежде чем делать следующий шаг.
Лозунг нашей первой главы — есть слово «Я», и ученик, стремящийся к посвящению, должен насколько возможно полно проникнуть в
истинное значение этого слова, прежде чем он получит возможность дальнейшего прогресса. Он должен сознать реальность своего
истинного существования, независимого от тела; он должен видеть себя, как непобедимое существо, не боящееся ни вреда, ни смерти; он
должен видеть себя, как великий центр сознания — как солнце, вокруг которого вращается мир. Тогда к нему придёт новая сила, он будет
чувствовать спокойствие, действительно чувствовать свою силу, которая будет также очевидна всем, кто придёт с ним в соприкосновение;
он будет способен смотреть миру в лицо, ничего не боясь, потому что он будет сознавать истинное значение природы и силы своего Я. Он
будет ощущать, что он есть центр силы и влияния, что ничто не сможет повредить его Я, и будет сознавать, что какие бы жизненные бури ни
разразились над его личностью — его истинное Я, его индивидуальность от них не пострадает. Подобно скале, он будет стоять спокойно и
неподвижно, какие бы бури не бушевали вокруг. Так непоколебимо стоит истинное Я среди всех бурь, волнующих и смущающих личность.
Человек будет знать, что по мере того, как он всё яснее сознаёт истинную природу своего Я, он становится всё более и более способным
владеть этими бурями и укрощать их.
По словам одного из учителей-йогов, Я — вечно; оно проходит без вреда для себя через огонь, воздух и воду. Меч не может ни убить его, ни
ранить; оно не может умереть, все испытания физической жизни являются для него только сновидениями. Углубляясь в сознание своего
Я, человек может спокойно улыбаться на все самые большие несчастья, какие только может доставить ему жизнь, и подняв свою руку, он
может им приказать вернуться во тьму, из которой они вышли. Велико счастье того, кто может с полным пониманием сказать «Я».
Мы очень рекомендуем читателям овладеть первыми уроками; не нужно терять энергии, если успех будет достигаться медленно. Не
следует унывать, если случайно делается шаг назад; следующий раз вы сделаете два шага вперёд. Успех и достижение будут вашими. Вы
достигнете всего, чего хотите достигнуть; свершите всё, что хотите свершить. Мир вам.

Мантры (утверждения) к первому чтению
«Я» — центр. Вокруг меня вращается мой мир.
«Я» — центр влияния и силы.
«Я» — центр мысли и сознания.
«Я» — бессмертен и неразрушим.
«Я» — непобедим, и ничто не может нанести мне вред.
«Я».

Чтение II
«Я» И ЕГО УМСТВЕННЫЕ ОРУДИЯ
В первой главе мы дали указания и привели описание упражнений, предназначенных для того, чтобы пробуждать ученика к осознанию, как
реальности, истинного Я. Мы окончили наши наставления утверждением о реальности Я и описанием средств, при помощи которых ученик
может быть приведён к сознанию своего истинного Я, своей независимости от тела и всего материального мира. Мы старались показать
читателям, как они могут пробуждать у себя сознание реальности своего Я, его истинной природы, его независимости от тела, его
бессмертия, непобедимости и неповреждаемости. Насколько это вам удалось, может судить только каждый читатель сам по себе. Мы
можем указать путь, а что будет достигнуто на этом пути, зависит только от того, кто пойдёт по нему.
Но остаётся ещё очень много сказать относительно пробуждения и осознания Я. До сих пор мы говорили только, каким образом
различать материальную оболочку Я от самого Я. Мы попытаемся теперь показать вам, что у вас есть истинное Я и что оно не имеет
ничего общего с тем, что вы подразумеваете под этим словом. Но есть ещё дальнейший шаг в этом самоанализе — гораздо более трудный
шаг: даже тогда, когда человек уже пробудился к сознанию своей независимости от тела и материальных оболочек, он смешивает своё Я с
низшим началом ума. Это — большое заблуждение. Ум во всех своих фазах и на всех плоскостях своего проявления есть только орудие
истинного Я, а ни в коем случае не само Я. Мы постараемся объяснить эту идею в настоящей главе и в относящихся к ней упражнениях.
Насколько возможно, мы будем стараться избегать метафизической стороны вопроса и будем ограничиваться только психологией йогов.
Мы не будем касаться теории, не будем пытаться объяснить причину, природу и цель существования ума, как орудия для проявления Я.
Вместо этого мы постараемся указать пути или способы, при помощи которых человек может проанализировать свой ум и сам решит, что
есть Я и что — не-Я в его психологическом аппарате. Для понимания данного вопроса нет никакой необходимости загромождать свой ум
теориями или метафизическими рассуждениями. Идея может быть доказана гораздо проще, если только человек подойдёт к ней с
правильной стороны. Пользуясь своим умом, вы будете в состоянии расчленить его и заставить его дать вам правильный ответ на
интересующий вас вопрос.
Во втором и третьем чтениях нашей книги «Основы миросозерцания индийских йогов» мы указывали читателям на тот факт, что человек
заключает в себе три ментальных начала, или три подразделения ума, которые все находятся ниже плоскости духа. Я — есть дух, а
ментальное начало, которым мы пользуемся для своего проявления в физическом мире, принадлежит к низшему порядку. Желая
избегнуть повторений, мы только вкратце напоминаем читателям значение трёх начал в уме человека.
Низшей частью ума является то, что мы называем инстинктивным умом (Кама-манас — ред). Эту часть своего ума человек разделяет с
животным миром. Это — первое начало ума, и оно является первым на пути эволюции. В его низших фазах в нём едва заметно сознание, и
кажется, что оно состоит из простых ощущений; на своих более высоких ступенях оно уже почти достигает плоскости разума или
интеллекта. Как мы указывали, инстинктивный ум иногда резко, иногда незаметно переходит в интеллект, как бы сливаясь с ним.
Инстинктивный ум совершает очень ценную работу, направляя и поддерживая животную жизнь наших тел и неся на себе обязанность
поддерживать внешние стороны нашего существования. Он заведует постоянной работой починки и переделки наших тел, обменом
веществ, пищеварением, усвоением и прочим — всем тем, что совершается ниже плоскости сознания.
Но это — только небольшая часть работы инстинктивного ума. В этой части ум представляется как бы складом всех наших жизненных
опытов, и не только наших, но и опытов всех наших предков по пути эволюции. Всё, что осталось в сознании от первобытных форм
животной жизни, до привычек, унаследованных нами от наших родителей — всё находится в заведывании инстинктивного ума. Все стороны
животных инстинктов (которые в своё время и на своём месте были необходимы для поддержания жизни) оставили следы на нашем
инстинктивном уме, и эти следы иногда заявляют о своём существовании под давлением каких-нибудь необычайных обстоятельств, даже
тогда, когда нам кажется, что мы уже давно переросли какую бы то ни было возможность их проявления. В инстинктивном уме
сохраняются следы старых боевых инстинктов животного, все желания, страсти, ненависть, зависть, ревность и пр., — словом, всё то что
мы наследовали от прошлого. Затем, инстинктивный ум есть ум привычек, которые все складываются в нём — большие и малые. Вообще,
инстинктивный ум обладает странным содержимым: в нём так много всего, и так разнообразно всё, что в нём находится. Есть многие
вещи, которые кажутся совсем ненужными и которые на самом деле очень полезны; и есть вещи, кажущиеся нужными, и которые на
самом деле давно следовало бы отбросить.
Инстинктивный ум также является центром, откуда исходят все вожделения, страсти, желания, инстинкты, чувства, ощущения и эмоции. У
животных и у первобытного человека инстинктивный ум не имеет над собой никакого контроля, но у развивающегося человека нашего
времени инстинктивный ум уже в значительной степени подчинён высшим началам ума; у человека, достигающего известной степени
развития, уже появляются высшие желания — стремления, которые идут от высших частей ума. Инстинктивному уму принадлежат слепые
чувства, а также все желания тела. Стремление к физическому обладанию, страсти также принадлежат этой области ума.
Заметьте, что мы совсем не осуждаем деятельность инстинктивного ума и не хотим сказать, что его влияние в каком бы то ни было
отношении вредно. Всё, что в нём заключается, имеет своё место; многое было необходимо в прошлом, а многое необходимо до сих пор
для поддержания физической жизни. Всё правильно на своём месте; есть чувства и эмоции, которые совершенно естественны у существа
на известной степени развития, но они же совсем неправильны, когда владеют существом, уже переросшим их. К сожалению, очень часто
случается, что личность не может отделаться от атрибутов, которые ей уже давно не нужны. В настоящий момент мы совсем не хотим
говорить о моральной стороне вопроса и упоминаем об этом только для того, чтобы читатели ясно видели различные стороны ума и
понимали их значение. Мы хотим, чтобы читатели совершенно ясно запомнили, что инстинктивный ум, принадлежа человеку, ни в каком
отношении не есть Я человека.
Следующим по порядку над инстинктивным умом идёт то, что мы называем интеллектом, то есть та часть ума, которая рассуждает,
анализирует, думает и пр (Манас — ред.). Стараясь понять нашу книгу, вы пользуетесь этой способностью, но заметьте, что вы пользуетесь
ей, что эта способность не вы сами. Точно также ваше «Я» отлично и от вашего инстинктивного ума, который мы только что
рассматривали. Вы очень легко отделите себя от своего разума, если подумаете о этом хот одну минуту. Мы вовсе не хотим занимать
выше внимание подробным описанием деятельности ума, что вы найдёте в любом элементарном курсе психологии. Мы упоминаем о этой
способности человека, т. е. об интеллекте и его значении, только для того, чтобы помочь читателям возможно ясно представить себе, что
интеллект есть только орудие истинного Я, а вовсе не само Я, как многие себе рисуют.
Третье и высшее умственное начало есть то, что называется духовным умом (Буддхи — ред.). Эта часть ума почти совершенно неизвестна
многим представителям современного человечества, но интерес к рассматриваемому здесь вопросу уже показывает, что в уме читателя
это начало достигло известного развития. Кого привлекают темы и рассуждения по вопросу о духе, тот уже не может быть чужд развитию
духа в себе самом. Эта область ума есть источник того, что мы называем «гением», «вдохновением», «духовностью», и всего того, что мы
считаем «высшим» в нашей психике. Все великие идеи и мысли проникают в наше сознание из этой части ума; всё развитие человечества
идёт отсюда; все высокие отвлечённые идеи, которые приходили к человеку на пути его эволюционного развития, всё, что клонится к
облагорожению, к истинному религиозному чувству, к справедливости, к неэгоистической любви, к милосердию, к симпатии — всё это идёт
из медленно раскрывающегося духовного ума. Идея братства человечества пришла к человеку таким же путём. Всё знание великих