Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!



Добавить в избранное

Йогарадж



Борис Сахаров




ЙОГА ИЗ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ




Перепечатано с анонимного источника



Моим любимым друзьям Алисе Шустер
и Эльзе С. Краус в знак духовной связи и
почтения посвящаю…


ПРЕДИСЛОВИЕ

Со времени издания моей книги "Великая тайна", в которой я указал на две основные опас-
ности в развитии учения ЙОГА – схоластическую догматизацию теории, передаваемой многие
тысячелетия, и факирски причудливое окостенение основанной на ней практики, – участились
попытки, не впадая ни в одну из этих крайностей, "евролезировать" или "германизировать" как
эту теорию, так и практику в свете западных отношений. ЙОГА не является каким-то привязан-
ным к одной местности, ограниченным философским направлением, а такой же общественно-
приемлемой наукой, как химия или матеметика.
Эти соображения побудили меня написать краткое практическое руководство об Учении
ЙОГА, которое в оригинале классического труда "ЙОГА-СУТРА", а также других аутентичес-
ких текстов, в приемлемой для читателей форме.

Глава 1. ЙОГА И ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

Наряду со все растущим интересом к области знания и практических методов ЙОГИ, громко
раздаются голоса, что это в сущности чуждое для европейца направление мысли и не может
ска-
зать и дать нам ничего, как фактор выражения жизни. Утверждается, что мы, европейцы, пошли
в нашей истории, культуре, а не только в развитии тела, по совершенно другому пути. Поэтому,
как упражнения ЙОГИ, так и то, что можно сказать об удивительном влиянии этих упражнений,
для нашей расы совсем несвойственно.
Нет ничего превратнее этого утверждения. Ни в нашей истории, ни в культурных, ни даже в
языковых точках зрения, мы, европейцы, не пошли по существенно другому пути. В то время,
как в Европе основным течением мысли господствующей расы, со времен греков и римлян, в
противоположность так называемым варварам (кстати, это название произошло не от греческо-
го "варварос", как общепринято, а от "багвара"), лейтмотивом нашей истории была постоянная
борьба европейских народов за власть и деньги, то и в древнеиндийской истории говорится о
сказочно причудливой и все-таки исторически достоверной борьбе "богов" или "ариев" с "демо-
нами", как-то: ашурами (ассирийцами), млеччхами (варварами), нагами (неграми, большей
частью чернокожими, исконными народами Индии) и т. д., которые являются не только чисто
мифологическими названиями.
И так же сегодня – впрочем не без справедливого воодушевле-ния беспримерной работы Ган-


ди – индийский народ, который по европейским понятиям слишком пассивен, слышит славный
клич фанфар: "Поднимись и борись, о сын Бхаратов!", – кото-рый звучит сегодня также мо-гуче
в сердцах народов и каждого отдельного человека как и тысячелетия назад. И отзвук этого при-
зыва, который мы слышим в каждом индийском священном тексте, дает последнюю ноту в на-
шем понимании того, что так презираемая нами пассивность, означает совсем другое.
Исходя из этого, наши европейские языки в такой огромной мере испытали влияние древне-
индийского, что такие видные санскритологи, как Макс Мюллер и др., вынуждены были приз-
нать, как они заявили, что европейцу, – и в первую очередь немцу, – в школе следовало бы изу-
чать скорее санскрит, чем греческий или латынь! Каждый изучающий санскритский язык будет
поражен, находя в любом произведении германской, французской, английской, итальянской или
русской поэзии почти исключительно индийские слова или корни. Но если и внешние приметы
жизни указывают на поразительное сходство с древнеиндийским, то проходит мимо внимания
то, что и наш европейский образ мышления, ввиду этих мощных факторов, не мог идти особы-
ми путями развития, как утверждается со всех сторон. Назову только два примера – произведе-
ния Эккхарта, одного из величайших мистиков Запада, почти дословно совпадают в отрывках с
трудами Шанкары, крупнейшего индийского философа и йогина, так же как и значительнейшее
произведение германского поэтического искусства "Фауст" Гёте, по его собственному призна-
нию, с основными мыслями "Сакунтали", известной драмы Калидасы, – этого "индусского
Шекспира", хотя в первом случае их разделяет половина тысячелетия, а во втором – целое
тыся-
челетие!
Ну, и что еще указывает на это, в заключении – то, что общее индийское понимание жизни, в
противоположность западному, отрешено от мира, даже является как бы жизнеотрицающим,
этому утверждению нужно возразить, потому что, напротив: "Хозяин, который не трудится для
умножения своего богатства – есть ничто", – как замечает "МАХАНИРВАНА ТАНТРА", при-чем
продолжение богатства ныне требует крайнего жизнеутверждения и обращения ко всему миру.
Но если духовные предпосылки довольно идентичны, нужна также и практическая реали-
зация таковых, какие представляет учение ЙОГА, как метод образа жизни, взятый нами за осно-
ву как своеобразный. Он делится на три главные части.

1. ТЕЛЕСНАЯ ТРЕНИРОВКА

Первую и немаловажную ступень телесной тренировки образует очищение тела. Здесь много-
му следовало бы поучиться высокомерным апостолам чистоты просвещенных стран, ибо не
только внешние омовения отдельных частей тела и довольно горячая еженедельная ванна (са-
уна), а и основательное очищение внешних покровов, и, прежде всего, внутренностей тела, яв-
ляются правилом. Подвергаются регулярным промываниям не только голова, глаза, зубы, уши,
рот, но и язык, гортань, пищевод, желудок, тонкие, толстая и прямая кишка. Особенно тщатель-
ные промывания предписываются для носа, затем для желудка и даже для мочевого пузыря, ко-
торые действуют гигиенически, профилактически и даже оздоровляюще. Так, например, совер-
шенно без остатка ликвидируются посредством систематического очищения и закалки, без ме-
дикаментов хронический насморк и воспаление лобных пазух, а также повышенная
кислотность и другие желудочные заболевания, запоры, геморрой и др.
Вторую ступень телесной подготовки представляют положения тела, которые, с одной сторо-
ны, напоминают гимнастические упражнения западных стран, но с другой стороны, могут быть
описаны как своего рода "акробатика для взрослых", хотя они не являются ни теми, ни другими.
Это всего лишь система сложных положений тела, которые на первый взгляд кажутся факирски-
ми, но довольно артистичными, однако при точном выполнении не являются ничем подобным,
так как не вызывают ни болей, ни каких-либо насилий над телом. Они основаны на общеиз-
вестном законе Арндта-Шульца (если только для сравнения обеих этих культур): "слабые раз-
дражения поднимают жизненные силы, большие раздражения тормозят их, а самые сильные

Тэги: Медитация