Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

существования будущего рождения, что вы мне скажете? Это вопрос, который не
касается идеологии, буддист вы или не буддист. Этот вопрос относится к сфере
логического обоснования.
Если мы умираем и перерождаемся, то каково логическое обоснование этого
явления?
ИЗ ЗАЛА: То есть происходит реинкарнация пустоты?
РИНПОЧЕ: Нет, так нельзя сказать, поскольку когда мы говорим о перерождении,
мы подразумеваем перерождение некоей индивидуальности, некоего индивида.
Задайте мне хотя бы один вопрос по поводу логического обоснования будущего
рождения.
ВОПРОС: Современные ученые доказывают то, что молекулы ДНК несут
наследственность.
РИНПОЧЕ: Вы знаете, в современном мире многими учеными принята точка зрения,
что наше рождение зависит только от соединения "крови" и спермы родителей.
Что таким образом рождается человек. И когда этот человек умирает, то все
разрушается, и ничего не остается. Обоснование этой точки зрения тоже
присутствует в мире. Как вы к этому относитесь?
ИЗ ЗАЛА: Человеческое рождение зависит от "крови" и спермы родителей.
РИНПОЧЕ: Тут вы не правы, если будете утверждать, что человеческое рождение
зависит только от "крови" и спермы родителей. Это тоже вариант зависимого
происхождения.
ИЗ ЗАЛА: А если утверждать, что в момент рождения сознание входит в чрево
матери, и таким образом происходит процесс перерождения?
РИНПОЧЕ: Тем не менее, некоторые ученые (не все, но некоторые) утверждают,
что нет будущего рождения. Тело и ум (сознание) разрушаются и не возникают
вновь.
ИЗ ЗАЛА: Может быть, можно объяснить принцип перерождения на основе
физического закона сохранения энергии?
РИНПОЧЕ: А как вы можете доказать сохранение энергии на уровне частицы? Если
мы говорим о частицах (а в тибетском языке есть понятие частицы), то говорить
о частицах на уровне тела можно, но уровень тела в сочетании с частицами
приводит как раз к отрицанию будущего рождения, поскольку, если мы умираем и
наше тело разрушается, например, предается огню согласно тибетскому обычаю,
то этого тела больше не существует. Но, следуя буддийскому воззрению,
говорить о частицах как о составляющих ум, как об относящихся к сознанию,
невозможно. А мы говорим о будущем рождении как раз в смысле сознания, а не в
смысле тела.
ИЗ ЗАЛА: Здесь надо рассматривать перерождение с точки зрения потока
сознания.
РИНПОЧЕ: Вот в этом-то направлении и нужно рассуждать, поскольку мы говорим о
непрерывности сознания. Но не говорим о непрерывности тела. Тело разрушается.
Некоторые ученые говорят, что вместе с разрушением тела разрушается и
сознание. И на этом основании говорится о прерывности, то есть это является
основанием для того, чтобы говорить, что не существует будущего рождения.
ИЗ ЗАЛА: Вопрос об энергии, а не о материи.
РИНПОЧЕ: Я проведу рукой в пространстве. Как вы думаете, это частицы?
ИЗ ЗАЛА: Мы говорим об энергии, о вибрации.
РИНПОЧЕ: Вы думаете, что "вибрации" в тибетском языке — это гораздо более
законное слово, чем "энергия"?
ИЗ ЗАЛА: Сознание — это энергия.
РИНПОЧЕ: Когда мы говорим "частицы", то обычно подразумеваем, что есть очень
тонкий уровень частиц, которые, образуя все более и более грубый, или
материальный, уровень, в результате образуют что-нибудь типа дома или
автомобиля или любого другого материального образования. В это вкладывается
понятие "частица" . Из этих частиц путем сложения составляется любое
материальное образование, воспринимаемое органами чувств. Но если мы будем
говорить о подобных составляющих ума, или сознания, то к какому бы тонкому
или грубому уровню ума, или сознания мы ни обращались, мы их все равно
никакими органами чувств воспринять не можем. Я имею в виду, что слово
"частицы" не приложимо к мере ума (сознания). В приложении к уму мы
пользуемся не понятием "частицы", а понятием "мгновения". Это может быть
предыдущее мгновение, последующее мгновение. Вот это приложимо к сознанию, к
единице измерения сознания.
Но тем не менее современные ученые говорят как раз совсем обратное. Когда мы
говорим о грубом уровне сознания, это никакой связи с веществом мозга не
имеет. Грубый уровень сознания — это то, что мы называем зрительным
восприятием, слуховым восприятием, то есть восприятием, связанным с пятью
органами чувств. Это мы называем грубым уровнем сознания.
Сознание, которым мы наделены, например, во сне, в сновидении — это тонкий
уровень сознания.
И, наконец, есть еще исключительно тонкое сознание, которое как раз и
перерождается. В основных философских буддийских текстах, когда речь идет о
сознании, то описываются эти три уровня.
Но если размышлять о будущем рождении пользуясь логикой, то есть логически
обосновывая будущее рождение, то для нашего ума это наиболее благоприятный
способ порождения веры в будущее рождение.
Мы говорим о будущем рождении в той связи, что если на самом грубом уровне
нет уверенности в будущем рождении, нет веры в будущее рождение, то это
означает полную невозможность того процесса, который называется тренировкой
ума, поскольку тогда мы лишимся представлений, являющихся исходным пунктом
для тренировки ума. А таким исходным пунктом является признание всех живых
существ нашими матерями. При невозможности выйти за пределы этого ограничения
тренировка ума пресекается в исходном пункте.
ИЗ ЗАЛА: Мы накопили какие-то причины для того, чтобы переродиться.
РИНПОЧЕ: Хорошо, вы накопили некоторые качества ума для того, чтобы
переродиться. Но эти качества ума основываются на вашем теле, а исходя из
утверждения, что тело и ум возникли из "крови" и спермы ваших родителей,
следует, что тело и ум должны быть одной субстанции. А если они одной
субстанции, то со смертью тела и ум умирает. Как же тогда состоится будущее
рождение с вашими качествами ума? Сложный вопрос?
ИЗ ЗАЛА: Ум — ясное, чистое, безграничное пространство.
РИНПОЧЕ: Вы говорите, что по определению ум обладает характеристикой
безграничности. Что значит безграничность? Безграничность — это значит
способность охватить все познаваемое, все, что есть. Это значит, что ваш ум,
связанный с этой характеристикой, обладает способностью охватить все
познаваемое без исключения. Не так ли? А это значит, что вы простерли мощь
своего ума на все познаваемое. Значит вы Будда, или Просветленный, поскольку
это характеристика состояния просветленности. Если, следуя вашему
определению, мы говорим о безграничности вашего ума, значит ваш ум
соприкасается и с моим умом, как одним из объектов познаваемого.

Тэги: Медитация