Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

независимым "я", независимым существованием". Независимым, то есть свободным,
не зависящим от причин и условий существованием.
Вот это и есть краткое объяснение тем "Пустота" и "Отсутствие независимого
"я".
Анализ, который мы производим в поисках Наташи, не находя Наташи — это и
есть рассмотрение способа существования Наташи на уровне Высшей, или
Абсолютной Истины. Мы не находим Наташи и говорим: "По природе Наташа пуста".
Это и есть пустота в рассмотрении Истины о страдании.
Или мы говорим "Отсутствие независимого "я". В каком смысле "Отсутствие
независимого "я"? Что такое "Отсутствие независимого "я"? Это значит, что нет
такой Наташи, которая не опиралась бы ни на какие причины и условия.
Существование Наташи опирается на её скандхи, опирается на то, что этим
скандхам присвоено имя "Наташа", и мы не можем сказать, что существование
Наташи происходит вне зависимости от причин и условий. В этом смысле мы и
говорим об отсутствии независимого "я". Вот это и есть четыре аспекта, в
которых мы рассматриваем Истину о страдании.
Истину о страдании нужно рассматривать для того, чтобы понять самому, что
это такое. Нужно стараться усвоить это самому. Это важно.
Пожалуйста, задавайте вопросы.
ВОПРОС: Что значит "Загрязненные принятые на себя скандхи"?
РИНПОЧЕ: Мы говорим "принятые на себя загрязненные скандхи". Слово
"загрязненные" обозначает наличие аффектов. Загрязненные аффектами,
аффективные, наделенные аффектами. Загрязненные в том смысле, что наше
рождение происходит в связи с кармой, в зависимости от кармы. Что значит
"принятые на себя" скандхи? Нужно понимать, что когда происходит наше
рождение, то это занимает единый миг, — миг, когда сознание входит в
материнскую утробу, этот момент и называется рождением в буддийском
понимании. И в этот момент рождения наше тело возникает совершенно независимо
от нас. Оно происходит в зависимости от предыдущей кармы и аффектов. Вот это
и есть загрязненные принятые "груды" или скандхи.
ВОПРОС: Тонкое сознание, которое перерождается, — это и есть Наташа?
РИНПОЧЕ: Даже то тонкое сознание, которое присутствует как составная часть
сознания Наташи, а мы ищем Наташу в двух составляющих нашего рождения, то
есть в теле и в уме, не является Наташей. Почему? Мы с вами согласились с
тем, что Наташа не обладает независимым существованием. А следовательно, ни
тело, ни ум Наташи тоже не обладают независимым существованием. А затем мы
возвращаемся к первому исходному пункту, связанному с пустотой, то есть к
представлению о том, что и тело и ум по природе пусты. Любой уровень ума,
будучи пустым по природе, не является Наташей. Если бы существование Наташи
не было зависимым, зависимым от основы, на которую накладывается имя Наташа,
то мы, увидев некую женщину и не зная, что это Наташа,
могли бы совершенно спокойно сказать: "Это Наташа". Вот тогда это было бы
независимое существование, вот тогда мы могли бы на. основании такого способа
существования сразу утверждать: "Это Наташа". Но до тех пор, пока мы не
знаем, что это движущееся существо называется Наташа, мы не можем сказать:
"Это Наташа". Или до того, как её родители дали ей имя Наташа, хотя она уже
существовала, мы не могли сказать, что это Наташа. Где вы найдете человека,
который не будучи знаком с Наташей и не зная, что эта женщина зовется
Наташей, увидев Наташу, сразу признает в этом существе Наташу? Вы такого
человека не найдете, и это является основанием для утверждения о том, что нет
независимого существования Наташи.
Мы занимаемся анализом, ищем Наташу в этом соединении тела и ума и не
находим. Тем не менее, по общепринятому соглашению, мы, пользуясь именем
Наташа, говорим: "Наташа пришла", "Наташа ушла", "Наташа счастлива", "Наташа
страдает", "Наташа накапливает благую карму или неблагую карму". И это
общепринятое соглашение используется нами. По общепринятому соглашению есть
Наташа, которая накапливает благую или неблагую карму, и по общепринятому
соглашению Наташа существует.
Вот это тонкое сочетание отсутствия Наташи, которую мы ищем и не находим в
процессе анализа, и общепринятого существования Наташи и называется пустотой.
Соединение этих двух уровней, которые на самом деле очень взаимосвязаны, и
обуславливает те слова, которые я сказал выше, а именно, что постичь пустоту
очень трудно.
Когда я говорю, что постижение пустоты очень трудно, я связываю это с
трудностью накопления достаточного количества добродетелей, а не с какими-
либо другими трудностями, поскольку постижение пустоты как способа
существования обуславливается именно накоплением добродетелей. А накопление
добродетелей связано с исчезновением сомнений относительно взаимосвязи
поступков и их результатов, которая называется кармой. Прослеживание связи
поступков и их результатов — это очень тонкий трудный процесс, но именно
благодаря ему можно прийти к постижению пустоты.
Если не обращаться к зависимому существованию, а говорить о пустоте,
выражаясь таким образом, что: "Наташа не существует, она есть лишь некое
заблуждение", то это ложная позиция. Ложная позиция, которую многие учителя
тем не менее проповедуют. Ложная позиция в постижении пустоты. Есть только
один путь правильного постижения Пустоты, который указал святой Нагарджуна, —
через зависимое происхождение. А связь между поступками и результатами — это
явление, проистекающее из зависимого происхождения. Если мы в поисках Наташи
приходим к выводу: "Наташи нет, Наташи не существует", и считаем Наташу
некоей кажимостью, видимостью, то так мы можем прийти к тому, что и
взаимосвязь поступков и результатов — это тоже некая кажимость и видимость, а
значит мы можем делать все что угодно, поскольку связь поступков и
результатов нами уже отвергнута. Это ошибочная позиция как в воззрении, так и
в обычной жизни.
Именно в этой связи святой Нагарджуна говорил, что "если мы правильным
способом не познаем пустоту, то мы уничтожаем самих себя". И это является
выводом из всего предыдущего рассуждения. Или, говоря словами Досточтимого
Цонкапы: "С точки зрения Высшей истины не существует, с точки зрения
общепринятого соглашения существует".
ВОПРОС: Понятие пустоты относится только к живому или к неживому тоже?
РИНПОЧЕ: Это понятие, понимание и воззрение пустоты относится как к живому,
так и к неживому. Или, иначе говоря, ко всем дхармам, ко всем вещам и
явлениям.
ВОПРОС: Как доказать, что существует перерождение?
РИНПОЧЕ: Я обязательно отвечу на ваш вопрос, поскольку придерживаюсь мнения о
том, что перерождение существует. Но прежде я вас спрошу, есть ли среди
аудитории кто-то, кто не верит в перерождение? Задайте вопрос с позиции
непризнания перерождения.
(Молчание в зале. Реплики "Мы признаем перерождение").
РИНПОЧЕ: А если я вам скажу, что я не придерживаюсь точки зрения

Тэги: Медитация