Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

болезни, старости и смерти. И, зная эти виды страдания, мы понимаем, что все
они присущи человеческому рождению. Они основываются на том, что называется
сансарой или нашими скандхами, то есть на том теле, в котором мы сейчас
присутствуем. Таким образом, наше тело (скандхи) является базой всех
страданий, которые мы, если не испытали сегодня, то испытаем завтра, в
старости или при смерти. Кроме того, наше тело является базой не только для
страданий этой жизни, но и для того, чтобы в нем уже сейчас накапливался
потенциал будущих страданий.
Продолжая тему страдательности как качества, внутренне присущего телу
нынешнего рождения, мы можем исследовать наше тело на всех уровнях, начиная с
самого грубого и кончая самым тонким. И мы не найдем ни малейшей частицы даже
с иголочное острие, которая содержала бы в себе блаженство или счастье. Все,
что есть, все, что присутствует, все, что содержится в нашем теле, пронизано
страданием. Более того, если мы посмотрим на содержимое нашего тела с точки
зрения чистоты и загрязненности, то увидим, что нет ни одного чистого
местечка, даже с булавочную головку или с иголочное острие. "Чистого" — в
смысле "чистого от аффектов". И все это составляет содержание нашего
рождения. Вы можете исследовать свое тело с любой позиции, с любого уровня,
начиная от макушки головы и кончая подошвами ног, и вы не найдете при этом ни
малейшего островка, ни малейшей частицы, которая представляла бы собой нечто
чистое, наделенное блаженством или не имеющее страдания. Вот почему
страдание, страдательность является внутренне присущим качеством нашего
существования. Это все и является логической аргументацией для рассмотрения
нашего рождения в аспекте страдательности.
3. Пустота. Мы говорим об Истине о страдании с точки зрения пустоты. Пустоты
от чего? Пустого от чего? Пустого от некоего хозяина этого существования,
некоего хозяина того, что испытывает страдания. Вот поэтому говорится о
пустоте. Это близкие темы — Пустота и Отсутствие независимого, самосущего
"я", и поэтому они обсуждаются вместе с того времени, как появились письменно
зафиксированные Сутры и Шастры (комментарии на Сутры). Существует традиция
объяснения этих двух связанных тем на примере колесницы. Поскольку в те
времена транспорт был колесным, то примером была колесница. Сейчас в качестве
примера мы можем использовать автомобиль. Мы можем взглянуть на автомобиль и
задуматься: а есть ли нечто совершенно самостоятельно существующее, нечто
независимое от каких-либо причин и условий в том, что мы называем
автомобилем, или это нечто под названием автомобиль существует в связи со
многими причинами и условиями? Я поставлю перед вами такой вопрос. Есть ли
некая основа, на которую мы накладываем название "автомобиль", и тем самым
"осуществляем" автомобиль? Или есть некий автомобиль, существующий вне этой
основы? Если я предложу вам такой вопрос, что вы ответите? Что такое
автомобиль?
ОТВЕТ: Некая основа, на которую накладывается название
"автомобиль".
РИНПОЧЕ: Если автомобиль — это некая основа, которой приписывается название
"автомобиль", и мы рассмотрим эту основу, то найдем ли мы с вами при этом
автомобиль? Или нет?
ОТВЕТ: Не найдем.
РИНПОЧЕ: Если мы не найдем автомобиль, тогда, пожалуйста, скажите мне,
существует автомобиль или не существует?
ОТВЕТ: Существует.
РИНПОЧЕ: А если автомобиль есть и мы его ищем, то почему мы тогда не находим
его?
ОТВЕТ: Это некое явление или вещь, состоящая из причин и условий.
РИНПОЧЕ: И вот вы отвечаете, что автомобиль — это некое явление или вещь,
состоящая из причин и условий, то есть являющая нам зависимое происхождение.
Это очень важный вывод, поскольку мы говорим о пустоте. Говоря о "пустоте"
или о "пустом", мы задумываемся: "Пустое от чего?" Когда говорят о "пустоте",
возникает трудность с освоением этого способа существования напрямую. У нас
есть стереотип понимания "пустоты" как несуществования чего-либо. Но только
ход мысли в направлении зависимого существования или зависимого
происхождения, на который указывал Нагарджуна, приводит нас к пониманию этого
способа существования.
4. Отсутствие самосущего независимого "я". Мы используем пример автомобиля,
как древние использовали пример колесницы, и смысл этого примера переносим на
то, что называем "я", некое независимое "я", самосущее "я", — "я", не
зависимое от причин и условий.
Если мы перейдем непосредственно к поискам такого "я", существующего вне
причин и условий, то можем, для примера, обратиться к некой женщине по имени
Наташа и начать поиски той Наташи, которая обозначается именем "Наташа". Мы
поставим себе задачу искать, что же есть Наташа. И будем исследовать это:
голова этой женщины является Наташей или рука, нога и так далее и так далее?
Если мы будем следовать этому поиску Наташи, то обнаружится, что мы не можем
найти такого существа — Наташа. Мы не можем найти Наташу, занимаясь подобным
исследованием, но при этом мы знаем, что человек под именем Наташа приходит,
уходит, страдает, становится счастливым... Мы пользуемся именем Наташа для
того, чтобы обозначить приход, уход, состояние счастья или страдания. И мы
имеем основу, на которую наложили имя Наташа. Таким образом, появляется некое
живое существо под именем Наташа, она приходит, уходит, стращает или
испытывает счастье. Вот это и есть пример того, как наложенное на некую
основу обозначение приводит к возникновению явления. И это явление живет,
действует. Таким образом, мы пользуемся этим явлением под именем Наташа для
того, чтобы взаимодействовать. Это и есть взаимозависимое происхождение. И
вот мы смотрим на Наташу с точки зрения той основы, которой приписываем имя
Наташа, и ищем "всамделишную" Наташу. Что является Наташей? На самом деле мы
не находим Наташу. Мы не можем найти Наташу, некую независимую Наташу,
которая без совокупности каких-либо причин и условий существует как нечто
независимое, и в результате мы говорим с точки зрения Высшей Истины или
Абсолютной Истины: "Наташи не существует". Мы приходим к этому в результате
анализа, который только что коротко описали. Но мы пользуемся именем Наташа,
накладывая его на некую основу. Общепринятое наше использование этого имени
("Наташа пришла") вместе с основой, на которую мы его накладываем, является
результатом того, что мы не проводим подобный анализ того, что же является
Наташей. И поэтому мы говорим: "А в общепринятом смысле Наташа существует".
Когда мы, возвращаясь к анализу способа (существования, который
обозначается именем Наташа, ищем: "Что же есть Наташа?" или "Где же находится
эта Наташа?", и не находим Наташи, мы говорим: "Это существование пусто от
Наташи". "Пусто от Наташи", поскольку мы не можем найти, что же является
Наташей. И это есть пустота по природе, то есть Наташа по природе своей не
существует.
Это есть пустота, или, говоря другими словами, "Наташа не обладает

Тэги: Медитация