Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

парадоксальные компоненты. Классическим примером являются дзеновские
"коаны". В этом случае для размышления дается парадоксальная на вид
задача. Одним из наиболее известных коанов является такой: "Как
звучит хлопок одной ладони?"

4.ЗРИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ. Здесь объектом для концентрации
является зрительный образ. Это может быть картина, пламя свечи,
лист дерева, внушающая расслабление сцена или что-то другое.
"Мандала" - это геометрическая фигура, квадрат внутри круга,
символизирующая единство человека и вселенной. В восточных
культурах она часто используется для зрительной концентрации.


МЕХАНИЗМЫ ДЕЙСТВИЯ

Никто точно не знает, как именно действуют медитационные
методики. Тем не менее достаточно глубокое понимание этой проблемы
было достигнуто посредством изучения общего звена, присущего всем
формам медитации - объекта, предназначенного для концентрации

- 3 -

внимания. Такой стимул, предназначенный для "сосредоточения,
видимо, является принципиальной характеристикой медитативного
процесса.

Роль объекта для концентрации заключается, по-видимому, в том,
чтобы дать возможность интуитивному, неэгоцентрическому типу
мышления (который соотносят с активностью неокортекста правого
полушария) занять в сознании доминирующее место - место, которое
обычно занимает аналитический эгоцентрический тип мышления
(соотносимый с активностью левого полушария). Объект для
концентрации обеспечивает, очевидно, возможность такого сдвига
путем монополизации нервной активности левого полушария, что
позволяет правому полушарию стать доминантным. Объект для
концентрации может монополизировать активность левого полушария,
вовлекая его в какую-либо монотонную деятельность (например
сосредоточение на мантре, дыхании или на определенных позах).
Кроме того, объект для концентрации может приводить в состояние
перегруженности и фрустрации левого полушария.
Это происходит в том случае, когда медитирующий размышляет над
внешне парадоксальной проблемой(как в Дзене) или когда он занят
интенсивной физической деятельностью, как это практикуется
суфистами ("танцующими дервишами"), последователями тантризма или,
возможно, американскими энтузиастами бега трусцой.

Когда объект для концентрации используется эффективно,
характер процесса обработки информации мозгом изменяется.
"Когда рациональный (аналитический) ум затихает, интуитивный путь
приводит к исключительному познанию". Это познание является целью
всех медитативных методик, практикуемых их приверженцами.

Это состояние "исключительного познания" называли по-разному.
На Востоке оно называется "нирваной" или "сатори". В вольном
переводе эти слова звучат как "просветление". Можно перевести их
также как "истинное сознание" или "осознание Бытия". В прежние
времена те немногие люди на Западе, которые были хорошо знакомы с
этим состоянием, называли его "сверхсознанием" или "космическим
сознанием".

Все больше современных исследований содержат попытки изучения
нейрофизиологии при состоянии сверхсознания. Пока результаты этих
нейрофизиологических исследований не являются вполне определенными.
Данные более ранних работ свидетельствует в пользу того, что в
состоянии сверхсознания на электроэнцефалограмме уменьшается частота
волн с одновременным увеличением их амплитуды. Недавние нейрофизиоло-
гические исследования медитационного процесса указывают, как это уже
упоминалось, на переход при медитации доминирующей роли от левого
мозгового полушария к правому. При окончательном анализе, возможно, мы
обнаружим, что это состояние является результатом понижения
активности неокортекса в доминирующем правом полушарии.

Важно подчеркнуть, что медитация и достижение состояния
сверхсознания не всегда являются одним и тем же!

Пациент должен понять, что медитация представляет собой процесс,
или набор методик, которые используются медитирующим для достижения
желаемой цели - состояния сверхсознания.

- 4 -


ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ СОСТОЯНИЯ СВЕРХСОЗНАНИЯ


Как упоминалось недавно, присущее состоянию сверхсознания
"исключительное познание" является желаемой целью для посвященных в
любые типы медитации. Однако как клиницист, так и пациент должны
понимать ,что никогда нельзя быть уверенным в достижении этого
состояния и что оно не каждый раз достигается даже человеком с
большим опытом медитации. Поэтому возникает вопрос: если медитирующий
не может достигнуть состояния сверхсознания, не является ли время,
посвященное медитационной практике, затраченным впустую? Ответ на
этот вопрос только один - нет! Положительный терапевтический эффект
может быть получен без достижения конечного состояния сверхсознания.
Основанием для этого утверждения является существование нескольких
"терапевтических критериев", присущих процессу медитации и
указывающих на приближение к состоянию сверхсознания. Хотя Шапиро
рассматривает пять этапов медитации, а именно: 1) затрудненное
дыхание, 2) спутанное мышление, 3) релаксация, 4) отстраненное