Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

чувств обездвижен, ясно, что его величают «освободившимся при жизни». (
12)

Комментарий: Высшее претворение в виде прижизненного освобождения
(дживанмукти) здесь отождествляется с состоянием подобного
трансу экстаза, соответствующего асамраджнята-самадхи в классической
йоге Патанджапи. В других школах прижизненное освобождение основывается
на сахаджа-самадхи.

>

Йогин в экстатическом состоянии не слышит, не обоняет, не осязает, не
видит и не испытывает наслаждения и боли, а его ум не размышляет. (13)

Он ничего не испытывает и подобно бревну [ничего] не разу­меет. Посему
йогин с исчезнувшим в Шиве [индивидуальным] «я» именуется здесь
«пребывающим в экстазе» (самадха-стха). (14)

Как вода, влитая в воду, молоко, влитое в молоко, и масло, влитое в
масло, оказываются неразличимы, так [происходит и при слиянии]
индивидуального «я» с высшим Я. (15)

Комментарии: подобное определение экстаза или цели йоги часто
встречается в Татрах и Пуранах, а также руководствах по веданте.

Как посредством способности к созерцанию личинка стано­вится пчелой,
так и человек через способность к экстазу обретает природу Абсолюта
(брахман). (16)

Комментарий: древние индусы верили, что личинка становится пчелой
благодаря своему мысленному сосредоточению.

* То есть дыхание и тонкая жизненная энергия.

Подобно тому как извлеченное из молока топленое масло при обратном его
вливании уже не будет прежним, так, полагают, происходит и с
[индивидуальным] «я» здесь [в этом мире], которое делается отличным [от
запредельного Я] вследствие качеств (гуна) природы. (17)

Комментарий: тремя качествами или свойствами природы являются саттва
(ясное начало), раджас (деятельное начало) и тамас (косное начало). Они
определяют индивидуальное тело-ум и создают иллюзию, что отдельная
личность обособлена от всякой другой личности и от самого божественного
Источника. После просветления это наваждение прохо­дит, и йогин
постигает высшее Я, которое считают ниргуной, то есть находящимся вне
качеств природы.

_

Как тот, кто поражен полной слепотой, ничего Здесь не вос­принимает,
равным образом йогин не воспринимает явленный мир (прапанча), [который]
невидим [для него]. (18)

Как закрывший (нимипана) [веки] не воспринимает явленный мир, так
происходит и с сознанием йогина после открытия (унмилана) [век]; это
есть признак созерцания. (19)

Комментарий: в состоянии глубокого созерцания, или экстаза, йогины не
воспринимают обыденный мир, независимо от того, закрыты их глаза или
открыты. Их полем зрения является само бесконечное Я.

Как человек восприимчив к зуду в теле, так и тот, кто едино­сущен
(сварупин) с высшим Абсолютом, ощущает движение мира. (20)

Комментарий: для йогина, познавшего Божественное, то есть
уподобившегося Шиве, мир становится тем же, что тело для ума.

Когда познается неизменная высшая Реальность (таттва), превосходящая
[все] буквы (варна), мантры оказываются в порабощения вместе с
владыками мантры [то есть божествами]. (21)

Всякая деятельность со стороны того, кто пребывает в состоянии
единственного Я, есть поклонение (арчана,). Всякая речь [его] есть
истинная мантра. То, что зовется «созерцанием», есть (само)наблюдение
(нирикшана). (22)

Когда прекращается отождествление с телом и познается высшее Я, то где
бы не блуждал ум, он [испытывает] экстаз (самадхи) (23)

После узрения этого высшего Я развязывается узел на сердце, удаляются
все сомнения и исчезает карма. (24)

Если глава йогинов достигает чистого высшего Состояния, он не
пленяется, даже если достигает состояния богов и асуров [37]. (25)

Тот, кто видит вездесущее, покойное, блаженное, неизменное Я (атмана),
для того нет ничего недоступного и ничто неостается непознанным. (26)
По достижении мудрости и знания, как и Объекта (джнея), пребывающего в
сердце, по установлении покойного состояния, о богиня, [нет более]
никакой йоги, никакого сосредоточения. (27)

Комментарий: когда Я, с которым можно войти в соприкосновение у сердца,
полностью познано, работа йоги завершена, и затем все йогические
средства, включая сосредоточение и созерцание, преодолеваются.



Когда познается высший Абсолют, [значит, йогин] покончил со всякими
правилами, мерами и установлениями. К чему тогда пальмовый веер, если
ветер дует с [горы] Малая? (28)

Тэги: Медитация