Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!



Добавить в избранное





КУЛАРНАВА-ТАНТРА









Первоисточник 20

Кула-арнава-тантра (пишется Куларнаватантра), один из наиболее значимых
трудов традиции каула, была, похоже, написана в период между 1000 и
1400 гг. н. э. Согласно ее собственному утверждению, дошедшая до нашего
времени версия из немногим более 2000 шлок составляет лишь пятую часть
исходного, включавшего 125000 строф, но не сохранившегося текста (если
он вообще существовал в таком обширном виде). Ниже дан перевод девятой
главы, где содержится много ценных понятий школы каула.



Шри Дэви сказала:

Владыка Кула! Я желаю услышать про йогу, о чертах высочайших йогинов,
и про даруемый поклонением плод для после­дователя кулы. Поведай мне
это, о воплощение (нидхи^ состра-

дания! (1)

Владыка (ишвара,) сказал:

Внимай, богиня! Я поведаю тебе то, о чем ты меня просишь. Простым
вниманием откроется непосредственно йога. (2)

Созерцание полагают двояким ввиду различия между грубыми (стхула) и
тонкими (сукшма) [объектами] и именуют грубое [созерцанием] «с
образом», а тонкое [созерцание] «внеобразным». (3)

Комментарий: это размежевание также провидится в сочинениях по хатха-
йоге, где грубым созерцанием считают медитацию при интериори-зированном
образе божеств, своего учителя и т. д. Тонкое созерцание приравнивается
в Гхеранда-самхите (6.9) шамбхави-мудре («печать Шамбху»), которая
выражается в непосредственном переживании союза Шамбху (то есть Шивы) и
Шакти.

Когда ум имеет перед собой устоявшийся предмет для сосредоточения на
нем, подобное некоторые величают «грубым созерцанием». Ум должен быть
неподвижным при грубом [созерцании] и столь же неподвижным при тонком
[созерцании]. (4)

Необходимо созерцать высшего Владыку, [который есть] неразделимое
Сущее-Сознание, лишенное рук, ног, живота, лица и прочего и состоящее
целиком из [неявленного] света. (5)

Он не возвышается; он не опускается; он не претерпевает роста; он не
претерпевает умаления. Будучи сам сияющим, он освещает иных, [не
предпринимая чего-либо]. (6)

Когда бесконечное, сияющее, чистое, запредельное (агочара Сущее
воспринимается исключительно умом, тогда [возни­кающая] мудрость
величается Абсолютом "брахман" (7)

Комментарий: с позиции просветления нет никакого различия между
Абсолютом, или Я, и (по)знанием его просветленным существом.

'1 *"< I- -Г"»^"(

Йогин, ведающий исключительное великолепие (дхаман) высшей сущности
(джива), [которая] недвижна словно камень или [сравни] прерванному
движению ветра [то есть безветрию], зовется знатоком йоги. (8)

То созерцание, что лишено собственной сути, но сиятельно и покойно
словно гладь океана, величают «экстазом» (самадхи). (9)

Комментарий: данная шлока вторит Йога-сутре (3.2-3). «Суть» (сварупа)
медитации — это созерцание выбранного объекта, подразумевающее
разделение между субъектом и объектом. В экстатическом состоянии
подобный раскол преодолевается, и йогин оказывается тождествен
предмету созерцания, в данном случае самому Божественному.



[Конечная] Реальность явлена сама по себе, а не посредством какого-либо
умственного усилия (чинтана). Когда Реальность явлена сама по себе,
необходимо тотчас принять ее форму. (10)

Тот, кто пребывает как бы спящим во сне и бодрствовании, не вдыхая и
не выдыхая, определенно свободен. (11)

Комментарий: здесь свобода приравнивается к состоянию схожего с трансом
экстаза. Более высоким претворением является бдительное со­стояние
сахаджа-самадхи, которое включает внешний мир в блаженном состоянии
просветления.

Тот, кто подобен трупу, когда «ветер»* и ум слились с его Я, а сонм

Тэги: Медитация