Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

обращать внимания на его слова. Я должен простить его и забыть этот инцидент", - таким великодушным должно быть ваше отношение.
Растите в добродетели. Расширяйте свое сердце. Развивайте космическую любовь. Достигните космического сознания здесь и сейчас,
в этой жизни, в это же мгновение. Пусть Господь благословит всех вас здоровьем, долгой жизнью, миром, благополучием и вечным
Блаженством.
Глава вторая
Внутренний путь к освобождению
Йога - это соединение индивидуальной души с Высшей Душой. Так же, как плавящаяся камфора становится единой с огнем, так же, как
капля воды, упав в океан, становится единой с океаном, так и индивидуальная душа, когда она очищена, свободна от вожделения,
жадности, ненависти и эгоизма, приобретает качества благости (саттвы) и становится единой с Высшей Душой.
Раджа-йога - это точная наука. В ней - восемь составляющих. Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхъяна, самад-хи.
Раджа-йога начинается там, где заканчивается хатха-йога. Хатха-йога начинается с асан и пранаямы, контроля физического тела и очистки,
или регуляции дыхания. Раджа-йога начинается с контроля ума и заканчивается в асампраджната самадхи - глубоком осознании, при
котором различия пропадают.
Теперь попытаемся провести небольшое исследование йоги. Йога -- это сдерживание умственных видоизменений. Все волны мыслей
успокаиваются, и тогда вы входите в глубокое осознание (самадхи) и становитесь едиными с Высшей Душой. Читта - это подсознательный
ум, где накапливаются все впечатления. Вы едите манго. Это рождает впечатление (самскару), которое откладывается в уме. Когда вы
снова видите манго, эти впечатления восстанавливаются в уме. Когда ум размышляет о любом объекте этого мира, появляется
вишайякара вритти (процессы сознания, порожденные объектами чувств). Например, в какой-то момент они принимают форму яблока.
Сразу вслед за этим возникает мысль о другом объекте, и появляется другая мысль. Когда благодаря концентрации и медитации на
Брахман эти модификации ума контролируются, рождается брахмакара вритти (процессы сознания, порожденные Брахманом, Высшим
Духом). Все ведические тексты утверждают, что брахмакара вритти разрушает неведение (авидъя), и тогда появляется сияние Брахмана.
Значение бесстрастия
Существуют различные виды умственных изменений - некоторые болезненные, некоторые приятные. Для разрушения этих вритти
Патанджали Махариши рекомендует постоянную практику (абхьясу) и отречение (вайрагью). Благодаря практике абхьясы и вайрагъи все
изменения ума попадают под контроль, и вы входите в состояние глубокого осознания.
То же самое говорит в Гите Господь. Арджуна говорит Господу: "Ум порывист, как ветер. Контролировать ум так же трудно, как схватить
щипцами ветер". Господь Кришна отвечает: "Усмири этот порывистый ум абхьясой и вайрагьей". Вайрагья - наиболее важный фактор - это
безучастность к нынешним и грядущим удовольствиям. Благодаря выявлению недостатков чувственной жизни, вы можете развить
вайрагью. Ум заполнен чувственными впечатлениями. Очень трудно отвлечь ум от этих объектов. Метод таков: вспоминайте описание
этого мира, данное Господом в Гите: "Этот мир непостоянен, преисполнен страданий, он - обитель печали. Все чувственные удовольствия
кажутся приятными вначале, но в конце они подобны яду".
Вспомните "Вайрагья Диндиму" Шри Шанкарачарьи: "В уме скрываются разбойники; жемчужина знания похищена этими бандитами,
поэтому, о человек, пробудись от этой череды рождений и смертей (самсары). Проснись: жизнь уходит, ты пойман в это колесо самсары.
Тебя донимают разного рода беспокойства и ожидания. Ты не осознаешь этого, но жизнь постепенно убывает". Постоянно сохраняя эти
мысли, вы постепенно разовьете вайрагью. Изучайте "Вайрагья Сатаку" Бхартрихари, "Как обрести вайрагью", "Необходимость саньясы"
и "Вайрагья Пракарану" в "Йога Васиш-тхе". Без вайрагьи вы не сможете добиться духовного прогресса.
Практика: единственная панацея
Усилие по укреплению ума различными средствами является абхъясой. Сосредоточьте ум на черной точке или любой фигуре. Ум будет
рассеиваться, это его привычка. Постепенно уводите его от объектов и пытайтесь зафиксировать на лотосных стопах Господа.
Мысль будет ускользать сто раз на дню, но после трехмесячной практики она будет ускользать 99, 90 или 80 раз. Так вы будете
неуклонно прогрессировать, и ум скоро станет однонаправленным, и вы сможете зафиксировать его на Господе и медитировать
длительное время. Средство от блуждания ума - непрерывная и регулярная практика в течение долгого времени. В конечном итоге вы
осознаете свое единство с Высшей Душой. Если вы продолжаете практику два месяца, а затем оставите ее, вы не сможете взойти на
вершину. Регулярность имеет важнейшее значение. Пусть ваша ежедневная практика будет даже десятиминутной, но вы должны быть
регулярны. Выполняйте практику в утренние часы (брахма-мухурту). Брахмамухурта (час Брахмы) лучше всего подходит для ежедневной
медитации.
Обзор Раджа-йоги
"Раджа-йога Сутры" Патанджали разделены на четыре части. Первая - Самадхи Пада. За ней" следует Садхана Пада, где описываются
различные практики раджа-йоги. Затем следует Виб-хути Пада - описанные в ней различные психические силы вы обретаете с помощью
концентрации. Четвертой является Кайвалья Пада. В ней описывается достижение бессмертия и единства с Высшим Пурушей (Личностью,
Душой).
Существует пять состояний ума: рассеянное (кшипта), глупое (мудха), взволнованное (викшипта), однонаправленное (экагра) и
контролируемое (нирудха). Ум разбегается в разных направлениях; его лучи рассеиваются. Вам необходимо будет собрать их. Иногда ум
заражен глупостью (мудха). Когда вы снова и снова практикуете концентрацию и повторяете имя Господа, ум становится
однонаправленным. Это называется состоянием экагра. Впоследствии ум полностью контролируется (нирудха). Когда вы достигаете
глубокого осознания без различения (асампраджната самадхи), он готов раствориться в Высшем Пуруше.
Вам необходимо воспитывать в себе четыре великих добродетели - дружелюбие (майтри), милосердие (каруна), жизнерадостность
(мудита) и непривязанность (упекша). Тогда вы достигнете умственного покоя. То же самое сказано Господом в Гите: "К равным вы
должны относиться с дружелюбием (майтри). К бедствующим вы должны относиться с состраданием. К тем, кто стоит выше вас, вы
должны быть благодушны. Благодушие разрушит зависть. Все - ваши братья. Если кто-то находится в лучшем положении, порадуйтесь за
него. Затем следует непривязанность. Иногда вы встречаете порочных людей. Будьте безучастны к ним. Благодаря этим методам вы
достигнете умиротворения ума".
На что медитировать
Патанджали рекомендует медитации вишока ("без скорби") и джъотишмати ("с ясным рассудком"). Сосредоточьтесь на беспечальном
сияющем свете сердца. Иногда у вас открывается видение Бога, святых и учителей. Медитируйте на них или на любую форму по своему
желанию. Медитируйте на форму святого, свободного от привязанности и отвращения, или на любое изображение. На ваше собственное
изображение, на свою форму и качества, на форму и качества вашего отца. На Господа Иисуса, Господа Будду, Раму, Кришну, Дургу. Все
вы совершали какую-либо пуджу (поклонение) в своем предыдущем рождении. Те впечатления сохранились. В этом рождении ум одних
непроизвольно устремляется к Раме, ум других - к Деви, третьих - к Кришне. Таким образом вы сможете найти избранное Божество (ишта
девату).
Поясним различие между концентрацией (дхарана) и медитацией (дхьяна). Попытайтесь сосредоточить ум на любом объекте, на любой
чакре в теле - это дхарана. Затем пусть на тот конкретный объект перенесется мысль. Это медитация. Если ум уклоняется от объекта
медитации, возвращайте его обратно с помощью пратьяхары (отвлечения чувств от объектов). Ваша лошадь убегает на чужой двор; вы
должны будете вернуть ее назад и предупредить новый побег тем, что обеспечите ей вкусный корм в своем доме. Но даже тогда порочный
ум будет разбегаться в разных направлениях. Вам нужно дисциплинировать его и убедить в том, что внутри вас находится высшее
блаженство. Обезьяна будет скакать с ветки на ветку; вы должны будете вернуть ее обратно.
Яма и нияма
Яма и нияма - наиболее важные практики, предваряющие медитацию. Если вы мимо них сразу броситесь к медитации и самадхи, то
лишь переломаете себе ноги. Но и ждать вам нельзя. На практику какой-либо одной ямы уйдет целая жизнь! Поэтому вам необходимо
одновременно практиковать яму-нияму и заниматься концентрацией и медитацией, пусть вы и не утвердились еще в яме-нияме. Мы знаем
одного только Харишчандру, совершенно утвердившегося в Истине. Но следовать истине в повседневной жизни пытаются многие. Хотя вы
и не можете соблюдать совершенную брахмачаръю (уклад жизни, сопровождающийся обетом безбрачия и прочими ограничительными
обязательствами), ведите хорошо отрегулированную жизнь. Не живите в вожделении, умерьте свои желания - вот сущность того, кто лишен
алчности (апариг-рахи). Любите всех - это практика ненасилия (ахимса); не желайте чужого богатства.
Те, кто желает достичь вечного Абсолюта, должны следовать этим канонам неотступно. "Только наделенные отречением и
утвердившиеся в брахмачарье могут войти в обитель Абсолютного Брахмана" (Гита 8:11).
Ниямы составляют: шауча, сантоша, тапас, свадхъяйя, ишва-рапранидхана. Шауча - это внутренняя и внешняя чистота. Внутренняя
чистота ума и сердца является более важной. Освободитесь от дурных склонностей ума. Сантоша (удовлетворенность) - это великое
достоинство, великое сокровище. Тапас - это аскеза. Отсутствие эгоизма и бескорыстное служение, смирение и бесстрастие - важнейшие
формы аскезы. Практикуйте их в непрерывном, неутомимом, бескорыстном служении. Практикуйте три формы аскезы, упомянутые в Гите.
Практики, подобные посту и т.д., тоже относятся к аскезе. Поститесь в день экадаши (одиннадцатый лунный день). Если вы достаточно
выносливы, поститесь, не принимая даже воды. Это даст возможность пищеварительным органам отдохнуть. Во время поста к вам придет
медитативное состояние. Перегрузив желудок, вы можете расстелить кровать и отправиться спать, но не медитировать! Некоторые люди,
живущие в роскоши, иногда спрашивают меня о самом быстром способе выхода в самадхи. Я говорю им: "Наешьтесь до отвалу риса и
творога, расстелите превосходную мягкую постель с хорошей подушкой, растянитесь на ней, забудьте об этом мире - и вы получите
"самадхи". Если вы стремитесь практиковать йогу, вам необходимо подчинить себя строгой дисциплине.
Свадхъяйя - это изучение религиозных текстов. "Атма-Бодха", "Таттва-Бодха", "Вивекачудамани", "Панчадаши Вичара Сагара", "Йога-
Васиштха", "Упанишады", "Гита", "Брахма Сутры". "Йога-Васиштха" является монументальной работой по Веданте. Но вам не следует
приниматься за изучение "Йога - Васиштхи" в самом начале. Вы не сможете понять ее подлинное значение. Прежде всего вам нужно
изучить простые тексты. В начальных текстах Веданты даны наставления по панчекарану и другим основным положениям Веданты.