Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!



Добавить в избранное

Монстры и волшебные палочки,Хеллер Стивен 

Хеллер Стивен



Монстры и волшебные палочки







Введение.
Есть Ничто. Становится Ничем. Ничего нет.
Алейстер Краули "Книга Лжи"
 
Хотя к настоящему моменту я использовал "гипноз" уже более, пятнадцати лет, книга Стивена Хеллера и Терри Ли Стил дала мне не только освещение проблемы, но и вызвала сомнения. Мне предоставилось, что раньше я никогда не понимал, что такое в действительности "гипноз".
Когда я еще только учился "гипнозу", он назывался "управляемой медитацией" и считался чем-то вроде синтеза психоанализа и буддизма, быстро выводящего на низший уровень сознания. Затем я учился ему снова, но он уже назывался "астральной проекцией" и считался путешествием отдельно выделенного "я" вне тела. После этого меня самого попросили вести семинары и я начал включать некоторые из этих методов в свои выступления, не делая к ним специальных пояснений, кроме того, что они демонстрируют необычные свойства человеческого мозга. В то время у меня еще не было ученой степени, и если на семинаре всплывало слово "гипноз", я всегда говорил, что мы используем "управляемую медитацию", которая лишь немного похожа на "очень мягкий" гипноз. Я не хотел, чтобы кто-нибудь подумал, что происходит погружение в глубокий гипноз, так как я не был уверен, что знаю как справиться с этим.
Конечно, многие люди явно входили в "глубокий гипноз" независимо от того, намеренно я это делал или нет, и случайно я обнаружил, что могу этим управлять. Затем я получил ученую степень и квалификацию для работы с человеческой психикой, однако "гипноз", "мягкий" ли, "глубокий" ли, всегда оставался для меня чем-то сверхъестественным, и я предпочитал работать с методами, в которых разбирался лучше.
Теперь, прочитав книгу Хеллера и Стил, я понял, что все время использовал "гипноз", независимо от того, знал я это или нет. Но затем оказалось, что каждый продавец, адвокат, политик, полицейский, каждые ссорящиеся супруги по-своему используют "гипноз", и мир во многом представляет собой цирк, где соперничающие группы гипнотизеров пытаются гипнотизировать друг друга.
Конечно, что-то не было для меня совершенно новым. Несколько лет назад меня беспокоил ряд "аллергических" симптомов, которые действовали на мою психику, и я попытался обратиться к христианскому врачевателю. Я вылечился за один сеанс. Упомянутая "аллергия" никогда больше не возвращалась. Это не только обрадовало меня, но и вызвало любопытство. Я начал читать большое количество христианской литературы. (Я даже несколько раз посещал церковные службы, но моя аллергия к церкви оказалась неизлечимой, и этот период продолжался недолго). Затем я начал экспериментировать на самом себе, используя то, что я почерпнул из христианской науки, для лечения других недугов, при которых симптомы столь серьезны, когда избегать медицинской помощи просто глупо. Я обнаружил, что спокойно могу излечивать некоторые негативные состояния у себя, и одно или два у друзей. Я не стал открывать своего заведения по лечению душевных недугов, так как, по-видимому, талант в этой области у меня был скромным, и я подозреваю, что подобным талантом обладает каждый, но большинство людей боятся его использовать.
Комичным в этой короткой истории моей посредственной карьеры по религиозным методам лечения было то, что принципы, которым я научился по книгам миссис Эдди и ее последователей, те же самые, что и в предлагаемой вам книге, но миссис Эдди никогда не признавала, что она использует гипноз. Действительно целая глава работы "Science and Health" посвящена разоблачению гипноза и гипнотизеров. Гипноз, по ее мнению, является работой дьявола (которого не существует), а христианская наука - работой Бога (который существует) и, следовательно, гипноз не действует, а христианская наука действует. Странная петля в логике этих рассуждении типична для христианской науки, а также многих других систем, которые используют гипноз, не осознавая, что они делают. Я думаю, что вы гораздо лучше поймете, почему Д-р Хеллер объясняет успех гипноза, утверждая, что "не существует такой вещи как гипноз", если вы где-нибудь достанете работу миссис Эдди "Science and Health" и прочтете десять страниц подряд (любые десять страниц, так как стиль у нее голограммный и смысл содержится везде). После десяти страниц в Эддилэнде вернитесь и снова почитайте немного Д-ра Хеллера. Возможно вы начнете понимать, что такой вещи как гипноз буквально не существует, и все мы находимся в глубоком гипнозе гораздо больше времени, чем сами себе это представляем.
Так как я являюсь принципиальным последователем синхронности, я сделал остановку во время написания этих слов и взял другую книгу, которую читал в это время, чтобы проверить гипотезу, что если я открою книгу случайным образом, я найду текст, который, прояснит вышесказанное. Книга, которую я использовал для этого эксперимента, была - "Политика Ирландской свободы" Джерри Адамса - Президента Sinn Fein, политической партии, широко разрекламированной в качестве передовой партии И.Р.А. (хотя Sinn Fein, конечно, это отрицает). Я обнаружил следующий пассаж в идеологической экспозиции м-ра Адамса, который оказался членом Британского Парламента, несмотря на то, что он является также авангардом Ирландской Республиканской Армии:
"Не существует такого понятия как нейтральный язык, так как язык - это средство, которым передается культура - все то, что отражает наше отношение к миру, в котором мы живем;и по этой причине Ирландский язык должен был быть разрушен. Когда люди тысячелетиями говорят на обыденном языке, этот язык отражает их историю, чувства, взгляд и философию".
Далее м-р Адаме говорит о Bata scoir - палке, которой пользовались в ирландских школах в XIX веке. Каждый раз, когда ребенок заговаривал по-ирландски, его (или ее) били палкой, а затем на палке делали зарубки, чтобы подсчитать число подобных случаев. Можно назвать это культурным империализмом или промыванием мозгов или еще чем-либо в этом роде, но мало кто сможет назвать это "гипнозом". Тем не менее, число людей, говорящих в Ирландии по-ирландски уменьшилось со 100 % в 1800 г. до примерно 5 % в 1900 г., и целая культура умерла в этом процессе.
Когда я был подростком, в Соединенных Штатах не было Bata scoir, но для умов нашего поколения использовалась чем-то похожая, но более утонченная система дрессировки. Когда я поступил в среднюю школу, самыми плохими парнями в мире были немцы и японцы, а русские были нашими храбрыми союзниками в борьбе с фашизмом. Когда я заканчивал среднюю школу, плохими стали русские, а немцы и японцы стали нашими храбрыми союзниками в борьбе с коммунизмом. Называйте это обусловленностью или гипнозом (но такой вещи как гипноз не существует...), но это подействовало на большую часть нашего поколения. Один способ мышления был уничтожен, а новый был впечатан на его место.
(О некоторых методах использования ваших собственных способов мышления (я называю их "туннели реальности") можно прочитать в моей книге "Восстание Прометея", а для тех, кто хочет заняться самоперепрограммированием, рекомендую книгу Антеро Элли "Angel Tech -A Modem Shaman's Guide to Reality Selection", блестящую книгу Кристофера Хнатта "Undoing Yourself with Energized Meditation", а также "Energi, Healing and Relaxation" Израэля Регарди и Кристофера Хнатта).
В период между 1970 и 1980 годами я жил в Северной Калифорнии. Хотя даже там есть приверженцы консерватизма и "морального большинства", в городах, где я жил, почти каждый был своего рода радикалом - политическим, философским или радикальным терапевтом. Аборт был гражданским правом. Нигде не было легальных игорных домов, хотя, как я слышал, в этом вопросе произошла либерализация, но уже после того, как я уехал. Бисексуальность дозволялась и была вполне обычным делом. Наука и восточный мистицизм были близки к слиянию в какой-то Новой Парадигм. Социализм, однако, был мировоззрением только эксцентричного меньшинства, а пацифизм, хотя и повсеместно у нас уважаемый, никогда не имел никакого влияния на национальное правительство.
Но такой вещи как гипноз не существует.
Последние пять лет я жил в Ирландии. В этой стране аборты запрещены, и даже сообщение пациенту, где в Англии можно сделать аборт, влечет за собой судебное преследование врача. С другой стороны, азартные игры легальны с незапамятных времен. О бисексуальности, если она существует, ходят только неопределенные слухи, а гомосексуализм считается оскорблением Бога, который послал СПИД в наказание содомского греха. Наука и восточный мистицизм едва известны, а предположение о возможности их слияния вызывает такую же реакцию, как идея о скрещивании велосипеда и коровы. С другой стороны, две из пяти самых больших политических партий являются открыто социалистическими (Лейбористская и Партия Рабочих) и одна из этих двух (Лейбористская) входила в последнее коалиционное правительство. Что же касается пацифизма, то он записан в конституции, и все пять главных партий - официально пацифистские: никакое законодательство, противоречащее ирландскому нейтралитету, не может быть даже представлено в Dail hEriann (Парламент).
И все же такой вещи как гипноз не существует, По всему миру есть люди с такими способами мышления, которым как Калифорнийский, так и Ирландский способы мышления представляются безумными или извращенными. В мире есть нудисты и буддисты, коммунисты, норвежские социалисты и французские экзистенциалисты, шаманы Самоа и еврейские интеллектуалы Нью-Йорка, и все они считают, будьте уверены, что их способ мышления единственно правильный. И все же такой вещи как гипноз не существует. Христианская наука действует с помощью веры в Бога. Причиной политических и религиозных различий становится внушение принципов и мыслей или некий таинственный процесс, именуемый "промыванием мозгов". Все "астральные проекции", о которых я упомянул выше, как раз показывают, что оккультисты - это очень нервные люди, легко подверженные галлюцинациям. В книге "Programming and Metaprogramming in the Human Biocomputer" Д-р Джон Лилли формулирует в трех предложениях такую вещь, которая, будучи однажды высказанной, совершенно очевидна, и все-таки полностью перевернет ваш мир, когда вы действительно начнете ее понимать:
"На периферии мозга истина, принимаемая на веру, становится истиной в пределах, определяемых опытным путем. Эти пределы - это будущие верования, которые нужно перешагнуть. На периферии мозга нет никаких пределов".
Тимоти Лири высказал это в еще более простой форме уже в 60-е годы:
"Вы можете быть всем, чем хотите, вблизи данного момента времени".
Трудно поверить, что целая культура была разрушена, когда был уничтожен Ирландский язык. Однако, это произошло.
Трудно поверить, что аллергия может пройти, когда практик христианской науки говорит, что она прошла. Однако это происходит.
Трудно поверить, что не существует такой вещи как гипноз, хотя все мы все время гипнотизируем себя и друг друга, и все это происходит каждый день, и почему-то "мы" боимся, что "мы" близки к тому, чтобы отправиться в ад с помощью нейтронных бомб.
Однажды к Насреддину, великому восточному мудрецу или жулику (есть ли здесь разница?), пришел сосед и спросил: "Не можешь ли ты одолжить мне немного муки?"
"Я бы рад,- ответил Насреддин,- но сейчас я сушу ее на бельевой веревке". Сосед возмутился: "Как же ты можешь сушить муку на бельевой веревке?"
"Это просто, когда ты ничего не хочешь одолжить" - ответил Насреддин.
Если вы не поняли эту историю и вам интересно, как можно сушить муку на бельевой веревке, внимательно прочтите следующие страницы. Когда вы закончите, все станет ясно. Затем прочтите 10 страниц из миссис Эдди.
Если вам еще не ясно, что на периферии мозга нет пределов, достаньте книгу Фила Лаута "Money is My Friend", где говорится о том, как стать богатым и не беспокоиться насчет денег. Проанализируйте, что общего у системы Лаута с этой книгой и христианской наукой. Если вы все еще в тупике, глубоко задумайтесь обо всем этом еще раз и не торопитесь, а затем включите телевизор в то время, когда на всех каналах коммерческий перерыв. Вы вскоре увидите, как просто сушить муку на бельевой веревке. Вы может быть даже увидите того, кто натягивает веревку, которая делает возможным такие чудеса.
Роберт Антон Вильсон. Дублин, Ирландия. 23 января 1987 года.
Глава 1. Легкое путешествие в гипноз.
Гипноз - первый шаг.
"Такой вещи как гипноз не существует - такая фраза может показаться странным подзаголовком для книги, написанной человеком, много лет проработавшим в области клинического гипноза. Этот заголовок, конечно, не понравится тем, кто твердо верит в то, что гипноз существует, а сама книга не понравится тем, кто убежден, что гипноза не существует. Я, в свою очередь, твердо верю, что гипноз - это всего лишь "state" *... Южный Орегон и Северный Вашингтон, и он не существует, кроме как в умах людей. Поль Вацлавик в своей блестящей книге "The language of Change утверждает "Не существует такой вещи, как игра на пианино. Я пробовал много раз, но у меня ничего не вышло". Одной из главных проблем в обсуждении процесса гипноза стало то, что к самому слову прицепилось столько определений, чем является и чем не является гипноз, что у людей теперь сложились предвзятые понятия и идеи. Можно сказать, что они загипнотизированы на веру, при этом неважно верят они в гипноз или нет.

* State- английское слово-омоним, имеющее два и более значений. В данном случае: 1. Состояние. 2. Штат (прим. пер.)

Целью этой книги не являлось дать академическое определение гипноза. Есть много замечательных книг и статей, в которых даются различные и противоречащие друг другу определения. Эти определения люди могут по своему убеждению принимать или отвергать. Если, однако, под гипнозом понимают особое воздействие, которое вводит человека в глубокое мистическое состояние и лишает его воли, вследствие того, что другой человек - гипнотизер - создает такое мощное подавляющее внушение, что жертва или субъект становится совершенно беспомощной, то тогда такой вещи как гипноз не существует. Если бы такая "сила" существовала, я не стал бы ни писать эту книгу, ни заниматься своей профессией. Я бы просто пошел в любую большую корпорацию и заставил бы ее шефа отдать мне свое дело. Если же мы рассматриваем гипноз как общий термин, включающий все формы меняющегося сознания и не считаем его мистическим состоянием, тогда мы можем создать более ясную картину, разобраться в которой будет легче.
Чтобы проиллюстрировать использование слова "гипноз" как общего термина, включающего множество состояний, рассмотрим состояние, обычно называемое "сном". Мы знаем, что существует легкий сон, глубокий сон, REM-сон, беспокойный сон и т.д. Однако все эти понятия содержатся в категории "сон". Специалисты до сих пор спорят о том, что вызывает сон и почему сон у людей принимает разные формы. Попробуйте представить отрезок прямой линии, на одном конце которого сознательное бодрствование, а на другом сон. Мы можем увидеть и уловить множество состояний между двумя противоположными точками. Мы можем считать гипноз участком между этими полюсами, когда индивидуальное осознание внешних обстоятельств ослабляется, а осознание внутренних процессов, чувств, мыслей и представлений усиливается.


Другой аналог гипноза можно увидеть в электричестве. Мы все знаем, что электричество существует, но специалисты все еще спорят, что же это такое на самом деле. Есть лишь общепринятое понятие, что электричество - это форма энергии. Можно рассматривать гипнотическую технику, как группу методов, создающих другую форму энергии в мозгу, а гипнотическое состояние, как провод, направляющий энергию на достижение цели.
Гипноз как средство связи.
В наше определение гипноза включается любая форма связи, в которой человек, будь то гипнотизер, жена, муж, учитель или кто другой, использует слова, интонации, выражения или жесты, которые вызывают и/или пробуждают в другом человеке внутренний опыт, и этот опыт становится для него реальным, как свой собственный. Например, если я пишу или говорю слово "rose",** вы можете подумать о конкретном цветке, может быть, красном. А я мог иметь в виду женщину по имени Роза, а кто-то еще мог подумать, что кто-то встал. Если же я скажу или напишу "красивая красная роза", то один человек может вспомнить особые обстоятельства, чувства, звуки, картины, запахи и, как результат, полностью воскресить свой прошлый опыт. А другой человек может скорчить ужасную гримасу, потому что у него к розам аллергия.

** Rose - омоним, имеющий значения: 1. Цветок или женское имя. 2. Глагол "вставать" в прошедшем времени, (прим. пер.)

Я вспоминаю один случай, когда во время моего разговора с одной симпатичной женщиной к нам присоединилась другая женщина. Я внезапно почувствовал себя, как будто мне снова четыре года и я вижу перед собой свою тетушку, которая для меня тогда была просто огромной. Я ощутил в себе страх быть подавленным ее размерами и "увидел" ее платье в горошек. Спустя мгновение я затряс головой и вернулся к реальности, осознав, что запах духов этой второй женщины напомнил мне запах духов моей тетушки. Всего лишь запах вернул меня к переживаниям моего детства. Но такой вещи как гипноз не существует, и нам необходим глубокий транс и сильное внушение, чтобы вызвать возврат к прошлому. Но так ли это???
Один из методов так называемого традиционного гипноза называется отрицательной галлюцинацией. Она вызывается введением человека в гипнотическое состояние и внушением, что он, например, не видит или не слышит кого-то или что-то. Так называемый "хороший субъект" выйдя из транса, не увидит и не услышит то, что ему и внушали. А сколько раз вы зовете детей обедать, и они откликаются или не откликаются? Человек приходит к вам в кабинет, утверждая: "Я не могу принимать решения. Это совершенно невозможно". Это тоже отрицательная галлюцинация. Этот человек решил отыскать вас, решил, какой путь избрать, и решил войти с вами во взаимодействие. Или возьмите человека, который утверждает "Все меня ненавидят и всегда ненавидели". Совершенно очевидно, что в жизни этого человека все-таки встречались люди, которые помогали ему по мере возможности, но эти моменты выпали из его реальности. Если кто-то корчит вам гримасу, это еще не значит, что у него нет запора. И снова: такой вещи как гипноз не существует или все это является гипнозом.
Плоский мир.
Когда-то люди верили, что живут в плоском мире. Так говорили им авторитетные люди, облеченные властью. В результате люди строили свой мир, ограничиваясь плоскостью. Если мы ограничиваемся старыми определениями гипноза, то мы находимся в плоском мире. Наш мир становится объемным, когда мы отступаем на шаг, и видим, и слышим, что так называемые гипнотические явления встречаются везде вокруг нас, не нуждаясь в трансе. Кто-то может сказать вам: "У меня ничего не получается. Я неудачник". Тем не менее он знает, как ходить, как разговаривать, как все делать и довольно успешно. Мы говорим о системе веры, о внушениях, которые воспринимаются и действуют даже ценой искажения реальности.
Суммируя сказанное, если вы рассматриваете гипноз как особое состояние, которое всегда включает глубокий транс, то такой вещи как гипноз не существует. Если же вы используете гипноз как общий термин, включающий все, что изменяет восприятие и сознание, то вы можете понять, что гипноз - это всего лишь слово. Это понятие содержит в себе медитацию, фантазию, управляемое воображение, глубокую мышечную релаксацию - все, что вызывает обращение человека к собственному внутреннему состоянию и приобретению внутреннего опыта, который становится мудрее и важнее внешней согласованной реальности. Так как мы живем в одном и том же мире и имеем более или менее одинаковые возможности, печально, что люди используют эту вещь, которой не существует, чтобы уверить себя, что у них нет выбора. Будем надеяться, что эта книга научит вас использовать одни и те же методы по-разному: с помощью методов, которыми люди создают себе ограничения, открывать новые горизонты.
Глава 2. Мета 4 - изменение - жизнь.
Иллюзии.
Лас-Вегас, Невада. Сверкают огни, возбуждение витает в воздухе. Молодая пара, проводящая свой медовый месяц, собирается поучиться играть в "Черного Джека" и направляется в шикарное казино. Там они видят игрока, сидящего за столом "Черного Джека" с тысячами долларов в стодолларовых жетонах. Они зачарованно смотрят и слушают. Игрок ставит по триста или четыреста долларов, и попеременно выигрывает и проигрывает. Они изучают его метод, стиль, пока им не кажется, что они уловили все, "зная", что с такой кучей денег перед ними, конечно, знаток. Они собирают все свои скромные средства, садятся за стол, играют и проигрывают все. Тогда они решают, что в чем-то неправильно копировали знатока, что и привело их к такой неудаче. Но если бы они поговорили с управляющим казино, они бы узнали, что знаток на самом деле-это король пиццы из Чикаго. Он знает все о пицце и ничего о "Черном Джеке". У него достаточно денег, чтобы покупать жетоны на крупные суммы, и видимость, таким образом, обманчива. Даже обезьяна случайно будет выигрывать в эту игру время от времени. Ошибка молодой пары произошла вследствие самонадеянности, основанной на видимости.
Однажды жили маленькие мальчик и девочка, которые слышали, как взрослые произносят трудные слова, видели, как они делают удивительные вещи: водят машины, голосуют, борются и многое другое. Мальчик и девочка решили, что если они будут "знать" все это, то они будут знать как быть взрослыми. Они копировали взрослых, но это принесло им только боль и разочарование. Те взрослые были знатоками пиццы, но дети были слишком малы, чтобы проникнуть сквозь видимость.
Розовые кусты.
Однажды жили два маленьких розовых куста, их звали Джуди и Джим. Им было хорошо в питомнике. Но вот пришли два человека и взяли Джуди, заявив, что они специалисты-садоводы и все знают о розах. И это было действительно так. Они посадили Джуди в хорошее место с богатой почвой, где наилучшим образом сочетается солнце, вода и питание. Они уничтожали сорняки и насекомых и с любовью ухаживали за Джуди. Она расцвела большими и красивыми цветами, и Джуди была счастлива, насколько розы могут это чувствовать. Затем в питомник пришли двое других людей и взяли Джима, утверждая что они специалисты-садоводы и все знают о розах. Но на самом деле это были короли пиццы из Чикаго. Они посадили Джима в песчаную соленую почву, где было слишком жарко днем и слишком холодно ночью. Они поливали Джима то слишком много, то слишком мало, и совсем не обращали внимания на сорняки и насекомых. Несмотря на все это Джим выжил, но выглядел поникшим, маленьким и очень печальным. Джим посмотрел через поле на Джуди, увидел ее красоту и решил (если розовый куст может решать), что вся беда в том, что он изначально дефективный и неспособен ни к чему хорошему.
А теперь, дорогой читатель, если бы вы могли поговорить с розовым кустом, я уверен, вы бы сказали:
"Джим, ты не виноват. Знатоки не были знатоками и вся беда во внешней обстановке". Но зачем? Маленький розовый куст не может передвигаться, водить машину и работать. Однако со временем он этому научился и выбрался из плохого места, перебрался к Джуди в хорошие условия. Угадайте, что произошло?... Вот и неправильно! Джим оставался увядшим и цвел маленькими уродливыми розами. Джим был настолько уверен, что он дефективный, что решил: "Что толку? Даже если пытаться, ничего хорошего не получится". То есть, он принес свою бывшую внешнюю среду с собой и "знал", что хорошей не существует. И действительно, что можно ждать от розового куста?
Обезьянье дело.
Однажды жила обезьянка-резус, которую поместили в специальную клетку. В этой клетке на полу были красный, желтый и зеленый квадраты. Через несколько дней некий "экспериментатор" подвел к красному квадрату переменный ток, который причинял обезьянке сильную боль. Обезьянка стала нервничать, но вскоре научилась избегать красный квадрат. Затем экспериментатор подвел ток к красному и желтому квадратам, и обезьянка повела себя так, как будто у нее маниакальная депрессия, переходящая от сверх возбудимости до полной угнетенности, и наоборот. Но скоро обезьянка научилась избегать и красный и желтый квадраты, и тогда все квадраты были электрофицированы. Бедная обезьянка стала осыпать себя ударами, биться головой о стены и испражняться на себя. Вы можете сказать, что обезьянка сошла с ума. Этот эксперимент занял один месяц. Затем обезьянку поместили во вторую клетку с белым полом. Играла тихая музыка, обезьянку ласкали, гладили и кормили. За короткое время она успокоилась и через две недели играла и осваивала новую клетку. Она ни чем не отличалась от своих собратьев, которых не подвергали эксперименту. Конечно, что вы хотите от глупой обезьянки. Она не так впечатлительна как человек. Она не умеет ни вечно держать в себе прошлое, ни предчувствовать беду. Она умеет адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Когда ее посадили опять в первую клетку, она нервничала два дня, но убедившись, что током не бьет, стала играть и в этой клетке. Но, как я уже сказал, обезьянки не так впечатлительны как люди, разве что, чуть чувствительнее чем розовые кусты.
Если, прочитав описанные мета-восьмерки (метафора внутри метафоры внутри метафоры), вы начали думать, вспоминать, соединять, искать и понимать, то так и было задумано. Чтобы понять метафору, в большинстве случаев вы должны обратиться к собственной истории, припомнить сходные ситуации и те слова... Но все "знают" такую вещь как гипноз.
Глава 3. Ежедневный гипноз/Обучение.
Пробуждающий гипноз.
Однажды вечером я с друзьями обедал в местном ресторане. Наш официант был чем-то расстроен и выглядел взволнованным и подавленным. Он был резок, медлителен и недружелюбен. В результате обслуживание оставляло желать лучшего. Так как мне не хотелось портить вечер, я решил поднять ему настроение, чтобы он почувствовал себя лучше. Когда он проходил мимо нашего стола с кофейником, я тронул его за руку и сказал: "Как жаль, что вы забыли тот замечательный вечер... такие замечательные люди... такие восхитительные события... такие теплые чувства, что не передать... с тех пор мы все чужие". Мгновенно лицо его просияло, он посмотрел куда-то влево вверх и сказал: "Как вы узнали об этом?" Затем улыбнулся и начал смеяться, его настроение изменилось как по волшебству. Он сказал: "О, да. Был такой вечер. Я не знаю, как вы узнали об этом". Когда он снова подошел к нашему столу я сказал: "Не удивительно ли, что когда вы вспомнили те счастливые теплые чувства, ваше настроение начало меняться и вы почувствовали себя лучше". Остаток вечера нас обслуживали замечательно. Когда мы уходили, официант сказал нам, что мы были одними из лучших клиентов, каких он когда-либо обслуживал. Он просил нас звать его, когда бы мы ни пришли снова. Я так и не знаю по какому поводу он расстраивался, но я заставил его вернуться в его собственную историю. Он обнаружил там момент полной радости, и его память помогла ему изменить настроение в считанные секунды. Конечно, такой вещи как гипноз не существует, а если существует, то он должен был бы погружаться в транс все глубже и глубже.
Гипнотические взаимодействия.
Одно из классических определений гипнотического внушения гласит: это использование слов, возвращающих субъекта в прошлое - к воспоминаниям, вызывающим эмоциональное воздействие. В приведенном выше эпизоде мое воздействие поставило официанта перед выбором: либо спросить, какого черта мне надо, либо отреагировать так, как он это сделал. Я уверен, что такого рода гипнотические воздействия встречаются гораздо чаще, чем большинство людей могло бы поверить. Они (гипнотическое воздействие и реакция) более чем обычны в эмоционально заряженной среде. Поле действия терапии как раз представляет собой такую среду. Пациент приходит к терапевту и говорит:
"Мне сегодня так плохо. Вчера вечером я пошел на свидание и моя подружка причинила мне такую боль". Терапевт реагирует: "Я понимаю. Это действительно плохо". Что же конкретно понимает терапевт? Может быть он вспоминает случай, когда его подружка причинила ему боль, сказав: "Не надоедай мне своими звонками. Я сама позвоню" или "Мне не хочется обижать тебя, но я люблю твоего лучшего друга". А пациент мог иметь в виду, что его подружка стукнула его молотком по голове. В ответ на утверждение: "...моя подружка причинила мне боль", у терапевта возникла галлюцинация... заполненная его собственными картинами, чувствами и реакциями. Кто же кого гипнотизирует? Приведенное взаимодействие довольно хорошо укладывается в определение гипнотического взаимодействия. В терапии, я твердо уверен, или вы применяете инструмент, называемый гипнозом, или в конце концов вас начинают гипнотизировать люди, которые платят вам за врачебную помощь.
Возбуждающие интонации.
Если мы будем считать, что слово "гипноз" означает только состояние транса, то наша способность распознать гипнотическое взаимодействие будет существенно ограничена. Если же мы включаем в слово "гипноз" любые взаимодействия и связи, которые обращают личность к ее собственному опыту и в качестве реакции пробуждают ее воображение, то мы получаем "карту", помогающую нам узнавать гипнотические взаимодействия вокруг нас. Если к тому же мы примем, что эти взаимодействия могут "включаться" не только словами, но и визуальными подсказками, интонациями, людьми и вещами, то наша "карта" будет еще более полезной. Однажды мы с коллегой консультировали одного психиатра, как использовать гипноз. Он принес нам видеозапись его работы с одним шизофреником и рассказал, что он так нервничал, работая с пациентом, что по окончании курса лечения получил нервный срыв. Когда мы просматривали его кассету, я начал смеяться, от чего он еще больше расстроился. Я остановил кассету и заявил ему, что его пациент весьма успешно его гипнотизировал. Я пустил кассету с начала и показал ему, что я имел в виду. Пациент сидел в позе, которую я могу лучше всего описать словом "прицел". Он говорил какую-то мешанину из слов с множеством пауз между ними. Через несколько минут психиатр уже "копировал" своего пациента: сидя в той же позе, прыгая с одной идеи на другую, с паузами между словами и очевидным возрастанием тревоги. Можно описать их взаимодействие и другим способом: пациент использовал слова, интонации и так называемый язык тела, а врач реагировал как отличный гипнотический субъект. Осознав что произошло, психиатр оказался в состоянии прервать то, что делал пациент, и смог заставить пациента следовать за ним.
Однажды ко мне пришла женщина, очень подавленная и расстроенная. Она рассказала мне, что муж обозвал ее толстой свиньей. Я думаю, что это было некрасиво с его стороны, но я также думаю, что у нее были более эффектные способы отреагировать на это, а не расстраиваться так сильно. Когда я начал выяснять как и когда муж сказал это, оказалось, что он не говорил этих слов вовсе. Она услышала "этот" тон и "знала", что он имеет в виду. "Люди не просто пассивно воспринимают произносимые предложения. Вместо этого они слышат то, что ожидают услышать. Они активно реконструируют и звуки и синтаксис произносимого в соответствии со своими ожиданиями".
(Айтчисон, 1976)
Назад в прошлое.
Я попросил ее закрыть глаза и "припомнить этот тон... пока вы не ощутите те чувства, которые позволили сделать вам вывод, что он обзывает вас "толстой свиньей". Когда вы почувствуете это, просигнализируйте мне, подняв большой палец левой руки". Через одну или две минуты она просигналила и я сказал: "Теперь представьте его лицо таким, как когда... вы услышали этот тон. А теперь пусть его лицо исчезнет и заменится другим человеком, который говорил таким же тоном в другой момент вашей жизни и употреблял слова "толстая свинья"". Она обнаружила, что тон ее мужа (когда он рассердился) в точности напомнил ей тон ее отца в гневе. Она также вспомнила, что он (отец) действительно называл ее мать "толстой свиньей" и говорил, что она будет точно такой же, как мать. Таким образом, когда она услышала интонацию своего мужа, она оторвалась от согласованной реальности и углубилась в свою внутреннюю реальность, заполнив ее словами из прошлого, и прореагировала на эти слова так, как будто они были произнесены, и расстроилась. Все это основывалось на том, что случилось много лет назад. Айтчисон (цитированный выше), говоря о психолингвистике, утверждал:
"...На то, что человек слышит, влияет не только ожидание конкретных звуков, но в еще большей степени ожидание синтаксических и семантических паттернов... Когда кто-то слышит предложение, он защелкивается на замок и "бросается делать выводы" о том, что услышал".
Теперь исследуем одно гипнотическое явление, называемое регрессией. Гипнотизер использует слова (внушение), рассчитанные на то, чтобы заставить субъекта вернуться в прошлое, чтобы воссоздать какое-то прошлое событие или исследовать какой-то случай из прошлого. Когда эта "регрессия" происходит успешно, субъект реагирует, по крайней мере эмоционально, так, как будто это прошлое событие происходит в настоящем. Если мы исследуем взаимодействие между женщиной и ее мужем и то, что произошло по причине интонации его голоса, то это подпадает под определение гипнотической регрессии. Конечно, эта женщина не была в трансе, или все же была? Когда она рассказывала о том, что ее расстроило, она неподвижно уставилась в пространство. Когда она углубилась в свою историю, я наблюдал, что ее глаза расширились, дыхание и цвет лица изменились, глаза засияли. Когда я медленно пересек ладонью линию ее взгляда, она даже не увидела ее. Любой человек, обучавшийся основам гипноза, был бы вправе сказать, что она находится в трансе. Если всего лишь пересказ того, что произошло, поверг ее в гипнотическое состояние, можно представить, как подействовал на нее сам инцидент. В "реальном" мире повседневной жизни гипнотические связи и взаимодействия встречаются на каждом шагу. Если вы решите для себя, что их существует множество, я уверен, вы начнете видеть большинство из них. Например, папаша, который бросает на малыша грозный взгляд и рычит: "Или ты уберешь свою комнату, или..." и уходит, оставляя ребенка в догадках:
"Или что? Зеленый великан Джолли выбросит меня вон?" Ребенок впадает в беспокойство и начинает ждать всяких ужасов. Или ребенку говорят: "Что с тобой? Ты можешь сделать хоть что-нибудь правильно?" и ребенок начинает думать: "Я не могу ничего правильно сделать", превращая вопрос в директиву. Он может даже начать верить, что папе и маме будет только приятно, если он ничего не сможет правильно сделать. И если ребенок начнет следовать внушениям достаточно часто, то мне не нужно говорить вам, какой будет результат.
Гипноз и книга жизни.
"ТА"-терапевты следуют концепции, которую они называют "книга жизни". Они верят, что каждому человеку дается "рукопись его жизни", которой он следует, и в случае болезни и отсутствия изменений она заставляет его действовать способами, ведущими к саморазрушению. "Ты не должен пить, пока ты - ребенок; ты не можешь пить, пока не станешь мужчиной". Такого рода утверждение может бессознательно трансформироваться в следующее: "Чтобы стать мужчиной, я должен пить". Это внушение может так твердо внедриться в сознание, что человек кончит алкоголиком. "ТА"-врачи утверждают, что это не так уж необычно. Другой взгляд на этот пример будет следующим: произнесенные слова заставили человека наполнить их его собственным значением. Это значение стало постгипнотическим внушением, которое он затем успешно претворяет в жизнь... начиная пить. В одном случае, описанном терапевтом, говорится о гомосексуалисте, которому, когда он был маленьким мальчиком, говорили: "Никогда не делай "это" с девочками". При этом его били ремнем. Мальчик перевел это для себя следующим образом: "Плохо делать "это" с девочками, но вполне нормально делать "это" с мальчиками". Годы спустя его назвали "гомосексуалистом" за то, что он оказался таким хорошим гипнотическим субъектом.
В описанных выше примерах с алкоголиком и гомосексуалистом мы можем найти кое-что интересное для обсуждения. В результате того, что я называю гипнотическим взаимодействием, эти люди научились верить в определенные идеи. Сообразно своим идеям они научились вести себя так, что другие называют это ненормальным. Прежде, чем мы двинемся дальше, я хотел бы вернуться к нашему другу-официанту. Через несколько месяцев после описанного мной случая я пришел с друзьями в этот ресторан. Словно по воле судьбы мы оказались за его столиком. Когда он подошел к нам принять заказ, он уставился на меня и спросил: "Где я мог видеть вас раньше?" Я ответил: "Раньше я часто приходил сюда". Он удовлетворился этим объяснением и вернулся к своим обязанностям. Я рассказал своим Друзьям тот случай. Мы все сошлись на том, что это был веселый, дружелюбный человек. Ближе к концу нашего обеда он подошел и спросил, не желаем ли мы еще что-нибудь. Несколько человек заказали кофе. Он вернулся, неся кофейник, вдруг остановился, посмотрел на меня, улыбнулся и сказал: "Теперь я вспомнил, кто вы. Я до сих пор не знаю, откуда вы все узнали". Он присел к нашему столу и стал рассказывать, как я напомнил ему об одной девушке, с которой он теперь помолвлен. Когда он закончил, я попытался объяснить ему, что я сделал на самом деле, но он не поверил и продолжал настаивать на том, что я знал обо всем.
А теперь вспомните... когда я говорил с ним "по душам", он держал в руке кофейник. Часть того, что я говорил, включала чувство тепла. Способом, который я никогда не смог бы предугадать, его мозг внутренне соединил кофейник, инцидент, чувства и меня. Короче, появился опыт, усвоенный с одной попытки. То, что он увидел меня, подключило маленькую часть этого опыта. Кофейник включил полное воспоминание. Полное взаимодействие можно назвать обучающим опытом. Кстати, есть много исследователей гипноза, которые утверждают, что все обучение происходит в состоянии, очень напоминающем гипнотическое. Кто-то может даже сказать, что обучение и гипноз это всего лишь два разных слова, описывающих одно и то же.
2+2 = Гипноз.
Если кто-нибудь попросит вас сложить 2+2, я уверен, что вы ответите правильно. Если вас спросят, откуда вы узнали правильный ответ, вы можете ответить, что вы узнали это в детстве. Другими словами, вопрос заставил вас вернуться назад в вашей собственной истории и найти соответствующие ассоциативные связи. Вы проделали это внутренне, без осознания процесса. Другой вариант описания примера 2+2 может быть следующим: когда вы были маленьким, человек, который был для вас авторитетом и назывался учителем, стоял перед вашим классом. Он писал на доске "2+2-4" и вслух повторял эту информацию много раз. К тому же, он просил класс запомнить ответ так, что если бы вас спросили, сколько будет 2+2, вы автоматически ответили бы - 4. Можно согласиться, что приведенному взаимодействию можно дать два названия: обучение и познание. Если мы исследуем это взаимодействие внимательнее и с разных точек зрения, мы можем согласиться, что оно поразительно похоже на классическое определение "гипнотического внушения" и "постгипнотической реакции". Теперь... подумайте об официанте, его кофейнике и его реакции. Произошло так, словно кофейник стал переключателем (совсем как вопрос о 2+2), заставившим его вернуться назад в его собственной истории и найти "ответ". В этом случае "ответ" относился к полному воспоминанию обо мне и т.д.
Теперь поговорим об эстрадном гипнозе. Представим, что на эстраду вызывают добровольца, погружают в "это" состояние и несколько раз повторяют, что когда он услышит, как гипнотизер щелкает пальцами, он должен запеть "Дикси". Затем гипнотизер щелкает пальцами, и субъект реагирует правильно - напевает "Дикси", Спросите себя... ТЕПЕРЬ... кроме более короткого временного фактора, в чем разница между обучением "2+2=4" и взаимодействием между эстрадным гипнотизером и субъектом? Затем гипнотизер выбирает нового добровольца и внушает, что когда зажжется красный свет, субъект должен поднять левую руку. Через несколько минут гипнотизер включает красный свет, и субъект поднимает левую руку. Ну и что! Мы могли бы привести аналогичный пример постгипнотического внушения. Вы ведете машину по улице, слушаете радио и глубоко погружены в собственные мысли. Внезапно перед вами загорается красный свет светофора и, угадайте что? Вы останавливаетесь (надеюсь) без раздумий, почти автоматически. Вы могли бы назвать ваши действия обусловленной реакцией и утверждать, что это отличается от примера с красным светом на эстраде. И все же, если в примере с красным светом и поднятием руки внушение и реакция повторялись несколько раз, можно представить, что будет делать субъект, если где-нибудь увидит красный свет.
К определениям гипнотических взаимодействий и связей, уже прочитанных вами, я хотел бы добавить: гипноз - это форма обучения. Идеи, верования, возможности, фантазии и многое другое могут быть "внушены" и, если они восприняты повторены несколько раз, то могут стать условной-рефлекторной частью вашего поведения. К тому же, в определенных обстоятельствах условная реакция может установиться с одной попытки, без повторений и "практики". Снова вспомним официанта. Мы никогда не "тренировали" его реакцию или мое "внушение", и все же спустя месяцы он среагировал. Я верю, что всем видам поведения обучаются посредством своего рода гипнотических взаимодействий.
Случай 2: саморазрушающий.
Однажды ко мне прислали очень талантливого молодого человека. Его проблема состояла в "постоянном разрушении своих возможностей". До меня он два года лечился в официальной терапии. Его болезнь была вызвана характерологическим расстройством. Ему также сказали, что у него есть склонность к социопатии и саморазрушению. (При этом он разговаривал скорее как психиатр, чем как пациент). Он закончил один полный год колледжа со средним баллом "4,0". После этого он пытался трижды закончить второй год, но из-за своего мрачного настроения каждый раз проваливался. Благодаря его очевидному таланту, его несколько раз приглашали различные компании. И это несмотря на то, что он не закончил колледж. Однако каждый раз, как ему оказывали содействие и его положение начинало стабилизироваться, он начинал пить, пропускать работу и в конце концов "взрывался". Однажды он зашел так далеко, что набросился на своего начальника.
Этот молодой человек рос в строгой, европейского типа обстановке, где отец был бесспорным главой семьи. Он очень боялся своих родителей в детстве и, как большинство детей, верил, что они знают все на свете... Только будучи студентом колледжа он отважился задавать вопросы. Но что бы он ни спрашивал у своего отца, он встречал отпор, и часто его при этом наказывали. Находясь в формальном состоянии гипноза (чем бы оно ни было) он видел совершенно ясный образ: его мать стоит перед ним, грозит ему пальцем и плачет. Он мог слышать ее слова: "Даже не пытайся быть лучше, чем твой отец". Он ощущал чувство страха и нависшей угрозы. То, что его отец был отставным почтальоном, никогда не учившимся в колледже, возможно, но... ОЧЕНЬ ВАЖНО. Так как такой вещи как гипноз не существует, всего лишь совпадением является то, что каждый раз, когда он был близок к тому, чтобы опередить своего отца, случалось что-нибудь, что его останавливало. Он был очень хорошим мальчиком. Он только делал то, что говорила ему мать.
Предположим теперь, что одна часть нашего молодого человека признает его таланты и потенциал и хочет их использовать, но одновременно другая часть говорит:
"Что ты пытаешься сделать? Быть лучше, чем твой отец, и потерять любовь твоей матери?" Этот конфликт может породить классический конфликт "принятия/избегания". Чем ближе он к успеху, чем ближе он к тому, чтобы быть лучше своего отца, тем сильнее в нем действуют прошлые внушения и вызванные ими страхи. Чем дальше он отходит от использования своего таланта и способностей, тем сильнее его удачливая часть начинает его подставлять. В результате - стрессы, боль, страх и повторяющиеся провалы на любом пути, какой бы он ни избрал. Конечно, поскольку его мать не использовала хрустальный шар для погружения его в транс, то и гипноза не было... Но так ли это? Тревога и гипноз.
Теперь давайте вернемся к нашему эстрадному гипнотизеру. Мы можем представить, что он внушает следующее: "Когда я дерну себя за галстук один раз, вы поднимите левую руку. Когда я дерну себя за галстук дважды, вы опустите руку". Мы можем определить это взаимодействие как постгипнотическое внушение, включаемое определенным визуальным толчком (дергание галстука). Человек приходит на вечеринку и видит женщину, которая странно на него смотрит. Его сердце начинает колотиться, желудок сжимается, ладони становятся влажными, он впадает в панику и убегает с вечеринки, говоря себе: "Я не могу с "этим" справиться (чем бы "это" для него ни было)". Если мы отступим и исследуем это взаимодействие, то мы можем сделать вывод, что что-то, "увиденное" им в ее облике, включило его ассоциации. Здесь это сделало то, как она на него смотрела (совсем как гипнотизер, дергающий себя за галстук). На самом деле его реакция могла иметь мало или совсем ничего общего с реальной ситуацией. У женщины могли быть просто больные глаза, и она смотрела на него "так", потому что испытывала беспокойство. Д-р Макс Гамильтон (1955), описывая состояние беспокойства, утверждает:

Тэги: Гипноз
Скачать книгу: Монстры и волшебные п [0.15 МБ]