Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

Первое (позитивное подкрепление) – более надежный и легко достижимый способ получения удовольствия.
В духе необихевиоризма мы предполагаем, что когнитивные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) также принимают непосредственное участие в наслаждении: на этих процессах основано наслаждение, и они же могут наслаждению препятствовать.
Далее, как умение, так и неумение наслаждаться мы рассматриваем как результат процессов научения. Неспособность получать удовольствие от жизни и наслаждаться ею, с нашей точки зрения, является следствием того, что люди просто не научены этому. Ответственными за неспособность наслаждаться жизнью может быть либо дефицитарный, либо ангедонистический [32] процессы.
Под дефицитарным процессом научения мы понимаем выученную привычку концентрироваться на недостатках объектов наслаждения, привычку воспринимать любое количество денег, комнат, одежды, мужчин или женщин, впечатлений как недостаточное для полного наслаждения. Часто с этим связана фиксация на собственных недостатках, недостатках социальной среды или окружающих людей. Формируется эта привычка в результате дефицитарного процесса научения, основанного на штрафах и негативной обратной связи.
Агедонистический процесс находит выражение в хорошо сформированных навыках страдания, прекрасном умении переживать негативные чувства в ущерб чувствам позитивным, пристальном внимании к объектам, которые вызывают страдание, и поразительном умении отыскивать такого рода объекты в любой точке времени и пространства.
Мы убеждены, что навыки страдания являются выученными реакциями и могут быть заменены навыками наслаждения, причем использовать для этого можно те же самые механизмы научения, с помощью которых формируется страдание.
Далее, следуя фундаментальной идее Райнера Лутца (Lutz, 1996), страдание и наслаждение мы склонны рассматривать в качестве двух относительно независимых друг от друга измерений. Иными словами, заявление о том, что чем больше страданий, тем меньше наслаждений, мы считаем верным лишь отчасти. Нам представляется, что страдание и наслаждение скорее представляют собой два разных процесса и увеличение количества удовольствия можно достичь при неизменном уровне страдания. Хотя, конечно, уменьшение страданий – цель сама по себе замечательная, она иногда труднодостижима. Принимая во внимание эту цель, в нашем тренинге мы все же концентрируемся на развитии умения наслаждаться.
Цели и задачи тренинга
Таким образом, целью нашей программы является обучение наслаждению. Мы стремимся к тому, чтобы участники группы начали наслаждаться такой жизнью, какая у них есть, и получали удовольствие от ее улучшения. Чтобы достичь этой цели, мы должны сформировать ряд навыков поведения и психологических механизмов, на которых мы здесь должны остановиться подробнее.
Знание и понимание правил наслаждения
Наслаждаться нужно правильно. Следование простым и очевидным правилам наслаждения представляется нам одной из важнейших целей тренинга. В то же время мы не рассматриваем эти правила в качестве догмы, скорее, видим в них необходимое (но никак не достаточное) условие наслаждения. Конечно, каждый участник тренинга и группа в целом вольны сами дополнять или изменять этот список правил.
Позитивная фокусировка внимания
Мы предполагаем, что смена пропорций страдания и наслаждения начинается с фокусировки внимания на объектах, событиях и действиях, приносящих удовольствие. Следствием такой фокусировки является то, что неприятные объекты и события замечаются реже, возникают позитивные эмоции, улучшается настроение, что, в свою очередь, облегчает позитивную фокусировку внимания.
Умение получать наслаждение от отдельных ощущений
Мы хотим научить участников тренинга быть внимательными к ощущениям отдельных модальностей и получать максимум удовольствия от вкуса, запаха, звука, цвета, прикосновения.
Мы предполагаем (и современные достижения психологии восприятия дают нам к этому достаточно оснований [33]), что из этих отдельных ощущений складывается "чувственная ткань" [34] наслаждения. На этом этапе тренинга участники учатся точно распознавать ощущения отдельных "модальностей", которые приносят им позитивные эмоции, учатся уделять время и внимание необычным приятным ощущениям разных модальностей, обращать внимание на маленькие радости жизни и концентрироваться на них.
Следующим шагом тренинга наслаждения является умение находить удовольствие в сложном сочетании ощущений отдельных модальностей, получать удовольствие от целостных предметов и образов. Здесь в качестве стимулов используются как реальные объекты, так и воображаемые образы.
Позитивное отношение к себе и к окружающим
Далее мы стремимся к тому, чтобы научить участников тренинга замечать в себе и в других позитивное и выражать свои позитивные эмоции во внутренней и внешней речи, добиваемся конгруэнтного и открытого выражения позитивных чувств в вербальной и невербальной плоскостях.
Обучение умению делать и принимать комплименты, увлекательно рассказывать о положительных качествах и событиях, привлекая к себе внимание окружающих, кажется нам существенным компонентом счастливой жизни.
Забота о себе
Клиенты должны научиться заботиться о самих себе, обращаясь с собой так, как с ними обращался бы человек, желающий им исключительно добра и счастья, который хотел бы защитить их от неприятностей и предотвратить возможную боль и страдание. Собственно, эта цель лежит в основе всего тренинга наслаждения и позволяет связать воедино достаточно противоречивые способы наслаждения – гедонизм и аскетизм.
Тренировка действий, ведущих к наслаждению
Удивительно, но многие люди не научены доставлять себе (и другим) удовольствие. Это касается не только и не столько депрессивных клиентов, сколько вполне обычных и внешне благополучных людей. Одна из главных целей программы – обучение навыкам поведения, доставляющего удовольствие. Это поведение ведет к тем большему удовольствию, чем точнее оно скоординировано в отношении позитивных целей.
Постановка и достижение целей, доставляющих наслаждение
Умение ставить такого рода позитивные цели – следующая задача, решаемая программой тренинга наслаждения. Здесь также предполагается наличие определенных правил, умение концентрироваться на позитивном и некоторые коммуникативные навыки, помогающие согласовывать собственные цели с целями других людей и умение привлекательно говорить о собственных целях.
Принятие действий и переживаний, доставляющих наслаждение
Следовало бы ожидать, что люди легко принимают приятные действия и переживания, – они ведь доставляют удовольствие. Однако это совсем не так. Очень многие интериоризуют жесткий запрет на наслаждение, прививаемый им семьей и обществом. Наша цель состоит в разрушении этого запрета и принятии новых норм, разрешающих удовольствия, которые не мешают окружающим.
Здесь для нас ключевым понятием служит социальная компетентность в наслаждении, предполагающая умение вовлекать окружающих (в первую очередь – близких людей) в собственное наслаждение и умение находить компромиссы между наслаждением (самоутверждением в наслаждении) и противоречащими ему желаниями других людей (социальным приспособлением).
Принятие трудностей и аскетизм
В противоположность предыдущей цели мы стремимся к тому, чтобы люди в равной мере разрешали себе и окружающим некоторый аскетизм, допускали наличие в мире вещей неприятных, позволяли себе довольствоваться малым и от этого получать удовольствие.
Название программы
Название "Тренинг наслаждения", возможно, звучит несколько провоцирующе и может вызвать несколько преувеличенные и ошибочные ожидания. Многие психологи, с которыми мы обсуждали идею этой книги, предлагали заменить "наслаждение" на "удовольствие", объясняя это тем, что термин "наслаждение" будит у читателя неоправданные ассоциации либо с сексуальными извращениями, либо с алкоголем и наркотиками.
Нам представляется, что этот аргумент лишь еще более подчеркивает существование множества предрассудков и заблуждений, связанных с естественным для любого человека стремлением к наслаждению, и необходимость тренинга наслаждения.
В нашем тренинге мы, конечно, не оставляем без внимания вопросы сексуальности и пищевых удовольствий, но стремимся все же к умению получать удовольствие от жизни, какой бы она ни была, вне зависимости от ее (жизни) наполненности (или переполненности) сексом, едой, деньгами, впечатлениями и прочим.
В этой связи название "тренинг наслаждения" представляется нам вполне оправданным и обоснованным.
Тренинг наслаждения в группе – нелегкое дело
На первый взгляд, нет ничего более простого, чем научить людей наслаждению. Ведь они созданы для этого и у них все для этого есть: способность чувствовать, мыслить и действовать. Казалось бы, достаточно просто дать группе ясные и четкие указания, когда и где ее участникам следует начать наслаждаться.
Думать так – значит неизбежно обрекать себя на значительные трудностями. Даже тем людям, которые вполне удовлетворены качеством своей жизни, требуется нечто большее, чем просто сказать: "Прекратите расстраиваться и начинайте наслаждаться жизнью!" Необходима, оказывается, долгая и кропотливая работа, направленная на достижение обозначенных выше целей. В этой работе стандартно встречается ряд препятствий.
Казалось бы, если речь идет о таком приятном деле, как наслаждение, то участники группы должны охотно и вовлечено в нем участвовать. Однако некоторые люди считают наслаждение стыдным делом, которое характерно лишь для законченных эгоистов и асоциальных типов. Для такого рода людей сам разговор о позитивном, о наслаждении может быть тяжелым и неприятным делом. Многочисленные социальные и семейные запреты заставляют участников группы полагать, что их в достаточной мере трудная и несчастная жизнь – это именно то состояние, которое характерно для ответственных, честных и хорошо социализованных людей. Более того, такие люди склонны считать себя носителями общественной морали и крайне активны в попытках убедить группу в ценности несчастного существования. Отголоски примитивно понятой христианской морали ("Бог терпел и нам велел") часто принимают у них несколько навязчивую форму и с трудом преодолеваются методами убеждения. В отношении таких морализаторов мы обычно используем стандартную для поведенческих тренинговых групп аргументацию, которая состоит в том, что мы не настаиваем на использовании навыков наслаждения всегда и всюду. Мы тренируем эти навыки, а их использование или же отказ них относится к сфере индивидуальных ценностей и является результатом индивидуального решения и личной ответственности.
Следующая трудность групповой работы состоит в том, что многочисленные как внешние, так и внутренние ограничения и запреты на удовольствия могут вызывать (часто ошибочную) мысль о том, что кто-либо и так достаточно много делает для себя самого. В ходе групповых Дискуссий часто обнаруживается, что забота о себе может быть значительно более объемлющей. Но это открытие также не для всех бывает приятным. Неужели собственные стандарты наслаждения слишком низки? Насколько опасно их изменение? Преодоление этих опасений на начальном этапе тренинга – тоже дело искусно проведенных групповых дискуссий.
Методы тренинга наслаждения
Фокусировка внимания на позитивном
Методы контроля и фокусировки внимания на заданных вещах или обстоятельствах уже давно используются поведенческой психотерапией (Lutz, 1995; А.-К. Wietasch, 2001). В программе тренинга наслаждения речь идет о том, чтобы при помощи группы и психолога научить клиентов обращать внимание в первую очередь на позитивное в себе самих и в окружающем мире.
Следствием умения фокусировать внимание на приятных вещах является то, что вероятность приятных переживаний повышается, позитивное генерализуется, а негативное проходит незамеченным мимо.
В нашем тренинге в целях позитивной фокусировки внимания используется также теория оптимизма Мартина Селигмана (Зелигман, 1997) и контроль атрибутивных процессов.
Когнитивное переструктурирование
Почему люди так упорно стремятся быть несчастными? И могут ли люди жить иначе? В своей книге "Тренинг чувств" один из основателей когнитивной терапии, Альберт Эллис, делает ряд предположений в отношении этих вопросов на основании созданной им теории рационально-эмоциональной поведенческой терапии (Ellis, 1989). С его точки зрения, ответственным за негативные чувства следует признать особый стиль мышления, названный автором нерациональным. В соответствии со знаменитой моделью А-В-С Эллиса, мы можем изменить чувства на положительные (удовольствие), изменив наши мысли по поводу событий (стимулов), вызывающих негативные эмоции или страдания.
В тренинге наслаждения очень широкое применение получили методы когнитивной [35] и рационально-эмоциональной поведенческой терапии [36]. Методы когнитивной поведенческой терапии направлены в первую очередь на коррекцию иррациональных запретов на наслаждение, характерных для современной социальной среды. Извращенные представления о наслаждении часто оказываются тем "ключом", который, по меткому выражению Альберта Эллиса, заставляет людей упорно искать несчастья в повседневной жизни.
Результат вербально-когнитивной работы заключатся в том, что участники группы должны позволять себе испытывать приятные чувства, такие как радость, гордость, наслаждение, удовольствие, не испытывая за них стыда. Далее, участники группы должны научиться позитивной самокоммуникации и самоподкреплению. Современная когнитивно-поведенческая терапия располагает достаточными средствами для этого (Ромек, 2002; Федоров, 2002).
Моделирование
Соображения Альберта Бандуры [37] о роли подражания (следования модели несчастной жизни) также находят свое применение в тренинге наслаждения. Современная жизнь и средства массовой информации предлагают множество моделей наслаждения, имеющего преимущественно потребительский характер. Счастливым и довольным жизнью представляется человек, живущий в громадном доме на берегу океана, разъезжающий в сопровождении красавиц в дорогом автомобиле и зарабатывающий без особых усилий (и не всегда законным путем) кучу денег. Довольно редко в качестве главного героя можно увидеть человека, счастливо довольствующегося тем малым, что у него есть, и делящего эту радость с близкими людьми.
Наша задача состоит в том, чтобы в тренинговой группе создать такого рода модели, показать участникам группы возможность получать удовольствие от повседневных событий и стимулов, которыми наполнена их реальная жизнь.
Сукцессивное формирование навыков наслаждения
Наслаждение, безусловно, представляет собой очень сложный, комплексный навык. К формированию сложных навыков в поведенческой терапии применяется принцип последовательного приближения к цели. Навык разбивается на простые, элементарные операции, эти простые навыки тренируются отдельно, а затем путем специальных упражнений "склеиваются", "сцепляются" в более сложные комплексные действия.
Сукцессивное [38] формирование навыка наслаждения следует этому Же принципу. Тренировка любого вида наслаждения начинается с формирования элементарных операций, составляющих наслаждение с последующим их объединением в сложные действия.
Поведенческая тренировка
На уровне поведенческих стереотипов в тренинге наслаждения используется поведенческая (также преимущественно вербально ориентированная) тренировка тех навыков, которые доставляют удовольствие или позволяют избежать неприятных вещей.
Как и в других типах поведенческого тренинга, в тренинге наслаждения мы используем принцип подкрепления и поэтапного приближения к целевому поведению с той только разницей, что подкреплению и самоподкреплению в тренинге наслаждения уделяется особое и преимущественное внимание.
Это исключительно важно с учетом того обстоятельства, что ближайшее социальное окружение наших клиентов далеко не всегда позитивно реагирует на изменения, которые с ними происходят.
Бихевиоральная психодрама
В силу особенностей нашего психотерапевтического образования в ходе тренинга наслаждения мы очень часто используем приемы бихевиоральной психодрамы, совмещающей в себе психодраматические приемы (смена ролей, alter ego, мысли вслух и прочее) с учебными целями поведенческой терапии. Как мы уже отмечали ранее (Ромек, 20026), такого рода интеграцию едва ли можно назвать психодрамой в классическом смысле этого термина. Речь, скорее, идет об обогащении когнитивно-поведенческой терапии техниками психодрамы.
Мы не будем здесь подробно характеризовать методические особенности психодрама-терапии [39], остановимся лишь на специфических особенностях использования бихевиоральной психодрамы в тренинге наслаждения. Наиболее существенными в этом смысле нам представляется смена ролей и психодраматическая проба будущего.
Смену ролей (обмен ролями) мы используем во всех ролевых играх, в которых предполагается социальное взаимодействие, то есть в ситуациях, когда личность партнера по ролевой игре имеет принципиальное значение. Если участник группы, например, собирается говорить близкому человеку о том, какие его действия доставляют ему удовольствие, то особенности психики партнера и его отношение к данному члену группы имеет принципиальное значение.
Смена ролей, при которой вместо того, чтобы рассказывать о партнере, протагонист [40] меняется с ним местами (и, соответственно, ролями) и говорит от имени партнера, позволяет протагонисту глубже понять своего партнера и прочувствовать "на себе", как действуют на партнера его собственные слова.
Особое место в тренинге наслаждения занимает психодраматическая техника "идеальный другой", которая служит своеобразным мостиком между приемами смены ролей и психодраматической пробы будущего.
Суть этой техники состоит в том, что протагонист играет знакомого ему человека в таком виде, в котором бы этот другой его вполне устраивал, жить с которым было бы одно удовольствие. Тренер в ходе такой игры может занимать критическую позицию и проверять с помощью протагониста, возможно ли в принципе такое идеальное сочетание личностных качеств и привычек. Идеального другого могут играть и два персонажа. Один из них будет представлять все "светлое и доброе", ожидаемое от партнера, другой – олицетворять не искорененные пока недостатки. Серией обменов ролями протагониста с этими антиподами удается "очистить" идеального другого от мешающих и затрудняющих счастливое взаимодействие привычек.
Психодраматическая проба (или репетиция) будущего [41] в психодраме является одной из форм дополнительной реальности. В ролевой игре с использованием других техник психодрамы протагонист играет вариант желательного будущего. Такого рода проигрывание выполняет ряд очень важных функций, труднодостижимых при использовании иных техник психотерапии.
Во-первых, создав идеальную счастливую жизнь в идеальных условиях и с идеальными партнерами, протагонист может проверить, на самом ли деле это именно то, что ему нужно для наслаждения.
Во-вторых, сам процесс создания идеальной реальности часто позволяет уточнить собственные представления о ней, а также общие и подчиненные "критерии счастья".
Ну и в-третьих, игровое пространство позволяет внести любые изменения в картину идеального будущего и взглянуть на него "со стороны" с использованием психодраматического приема "зеркало".
Предметом психодраматической пробы будущего могут быть как отдельные элементы реальности (муж, жена, учитель или начальник), так и целая вселенная. Пространство, открывающееся здесь для творчества, безгранично, как безграничны и возможности устранения из этой дополнительной реальности любых нежелательных элементов, физических (протекающая крыша) или психических (зависть и подлость). Кстати, психодраматический анализ этих "мерзостей" также многому может помочь в процессе когнитивно-поведенческого тренинга наслаждения.






ЗНАКОМСТВО В ГРУППЕ
Знакомство участников
Как и в любой другой тренинговой группе, на начальном этапе работы главная задача состоит в том, что преодолеть стеснение и тревожность, возникающие вследствие того, что участники группы не знают друг друга, не знакомы с программой тренинга и часто не знакомы и с самими тренерами.
Поэтому в самом начале работы тренеры представляются сами (или представляют друг друга), рассказывают о себе, о своей психотерапевтической подготовке, опыте работы, отвечают на вопросы участников.
Нужно хорошо понимать, что стиль этого представления служит моделью для всех участников. Иными словами, если тренеры хотят, чтобы участники группы что-либо рассказали о себе, то им самим следует начать именно с этого.
Существует множество упражнений, подходящих для использования на начальном этапе работы группы [42]. Все они могут быть применены на этом этапе, при условии выполнения двух простых правил.
1. Не подходят разминки и упражнения, сконцентрированные на анализе проблем, трудностей или негативных переживаний, поскольку фиксация внимания на проблемных темах противоречит целям программы.
2. Преимущественное внимание следует уделять упражнениям и играм, направленным на проявление симпатии и положительных чувств.
Упражнение 1. РАЙСКИЙ САД
Знакомство с программой
Уже в самом начале работы имеет смысл рассказать о целях и задачах программы, установить временные рамки занятий и согласовать расписание работы.
Личные цели участников
Не всегда групповые цели совпадают с личными целями участников, пришедших в группу. Крайне важным нам представляется этап согласования личных целей участников, целей группы и целей тренинговой команды. Этот этап тем более важен, что далее умение согласовывать личные цели станет одной из тем программы.
Упражнение 2. ОЖИДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Правила группы
На следующем этапе мы предлагаем группе создать свод правил, в соответствии с которыми будет строиться ее работа. Эти правила можно будет дополнить или изменить в ходе работы, и суть их не в том, чтобы жестко регламентировать жизнь группы. Совместная разработка правил группой имеет несколько иную цель: "настроить" всех членов группы на сотрудничество, на взаимопомощь и совместное спонтанное творчество.
Для начала мы обычно выполняем небольшое упражнение, в котором группа сама должна разработать для себя нормы, затем тренер сопоставляет результат группового творчества со "стандартными правилами" [43] и вносит в них необходимые изменения для того, чтобы приблизить стандарт к продукту группового творчества.
Упражнение 3. ПРАВИЛА ГРУППЫ
Упражнение 4. ТРУДНЫЕ ПРАВИЛА
ПРАВИЛА НАСЛАЖДЕНИЯ
Наслаждаясь не по правилам, можно совершить массу ошибок. Люди знающие в наслаждении толк, давно открыли простые принципы, следуя которым можно достичь значительно большего прогресса в наслаждении, чем действуя наугад. Райнер Лутц в "маленькой школе наслаждения" (их мы уже упоминали) обобщил эти принципы и разработал "правила наслаждения", которые мы и взяли за основу в нашем тренинге.
В самом начале работы эти правила предлагаются для обсуждения группе, а в дальнейшем они служат своего рода "стержнем" программы, относительно которого группируются все упражнения.

Скачать книгу: Тренинг наслаждения [0.13 МБ]