Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!



Добавить в избранное





Этноноосфера - природная основа менталитета этноса




Р. Бариев



Понятие "народ", которое является основной категорией исторической
науки, ибо она всегда описывает жизнедеятельность определенного народа в делах
и устремлениях его героев и личностей, групп и классов, выступает одновременно,
с одной стороны, как "этнос" и, а с другой, как "общество". Если "общество"
является предметом социологии, то "этнос", будучи явлением природы, может
быть исследован с использованием теории и методов естествознания, прежде всего
таких его отраслей, как физика, биология, география. Однако надо помнить, что
этногенез, являясь природным процессом, скрыт от глаз людских и выступает на
поверхности в виде этнической истории народа.
Этногенез протекает естественно и в начальных фазах неосознанно.
Наступает момент, когда этнос приходит к осознанию своего бытия, исторической
сути и места на Земле, что знаменует появление его развитой этноноосферы.
Этноноосфера - это информационно-энергетическое поле, возникающее с
образованием этноса, сопутствующее ему во всех фазах этногенеза и
содержащее всю информацию об этносе . Возникнув однажды в начале
этногенеза, Этноноосфера в дальнейшем определяет всю духовную и
материальную культуру этноса, его мировоззрение, религию и традиции. Есть ли
основания для таких утверждений?
Замечательные русские ученые К.Э.Циолковский (1857-1935),
В.И.Вернадский (1863-1945) и А.Л.Чижевский (1897-1964) создали учение о месте
и роли человечества в биосфере и космосе. С этой точки зрения во всем, что
делается на земле надо видеть "планетное явление космического характера". По
мысли В.И.Вернадского, "создание ноосферы из биосферы есть природное
явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история". В
статье "Несколько слов о ноосфере" ученый писал: "Ноосфера есть новое
геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится
крупнейшей геологической силой . Он может и должен перестраивать своим трудом
и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с
тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие
творческие возможности".
Идея ноосферы незримо витала в умах ученых всех времен. Но осмысленно
она была предложена уже в нашем веке тремя учеными - французским
математиком и философом Э.Леруа, который в 1927 г. под воздействием учения
В.И.Вернадского о биосфере ввел в науку термин "ноосфера" (от гр. "ноос" - разум
и сфера, т.е. сфера разума), французский антрополог и религиозный мыслитель
Тейяр де Шарден и наш соотечественник В.И.Вернадский. "Вне всякого сомнения,
- писал Тейяр, - материальная и духовная энергия чем-то связаны между собой и
продолжают друг друга. В самой основе каким-то образом должна существовать и
действовать в мире единая энергия." К сожалению, взгляд Тейяра о единстве
материального и духовного не было принято многими учеными, особенно в нашей
стране. Оно подверглось критике как идеалистическая позиция ученого.
В.И.Вернадский выдвинул и развил материалистическую сторону учения о
ноосфере, хотя в последние годы своей жизни он, видимо, все же склонялся к тем
же выводам, к которым пришел Тейяр де Шарден.
Для понимания сути учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере особое
значение имеют идеи А.Л.Чижевского. Еще в своей докторской диссертации
"Исследование периодичности всемирно-исторического процесса" Александр
Леонидович показал, что многие земные, стихийно протекающие процессы
подчинены ритмам солнечной активности. По мысли ученого все живое на Земле
пронизывается электромагнитными излучениями и некоторыми корпускулярными
потоками, поступающими из космоса. Растительный и животный мир чутко и
тонко реагирует на изменение колебаний космического излучения.
"Жизнь же, как мы видим, - писал А.Л.Чижевский, - в значительной степени
есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой
динамики космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и
каждое биение органического пульса согласно с биением космического сердца -
этой грандиозной совокупности туманностей звезд, Солнца и планет". Материалы
исследований позволили А.Л.Чижевскому сделать вывод, что "и человек, и микроб
существа не только земные, но и космические, связанные всей своей биологией,
всеми молекулами, всеми частицами своих тел с Космосом, с его лучами, потоками
и полями". Возникнув в непрерывном и повсеместном потоке электромагнитных и
жестких космических излучений, жизнь не могла не строить свои функциональные
процессы на активном их использовании.
В последние десятилетия среди специалистов-ученых более широкое
распространение получили понятия биополя человека и биоинформационной связи
людей между собой и с окружающим миром. Изыскания в этой области вполне
укладываются в учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Они
подтверждают идею об информационном единстве всего живого. Человек, как и
все живое на Земле, постоянно испытывает влияние разных физических полей, как
космического, так и земного происхождения. Но особое значение для него имеет
воздействие биополя других людей. Биополя отдельных людей, входящие в
информационно-энергетическое поле Земли, образуют в целом биоэнергетическое
поле, присущее только человечеству, - основу этноноосферы, которая является
носителем менталитета этноса.
Впервые понятие биополя в биологической науке было введено советским
ученым А.Г.Гурвичем (1874-1954) как общий принцип, координирующий и
регулирующий эмбриональный процесс. "Идея в общем плане развития зародыша
и необходимости принципа, координирующего и регулирующего эмбриональный
процесс, появилась у биологов и до Гурвича. Но он первый объяснил поведение
компонентов развивающегося целого на основе принципа поля. Гурвич
впоследствии расширил приложение этого принципа далеко за пределы
эмбрионального развития. Но и он вряд ли мыслил о распространении принципа
поля на отношения между индивидами", - писал в своей статье "О принципах поля
в биологии" Б.С.Кузин. Уже в то время теория клеточного поля была разработана
А.Г.Гурвичем достаточно полно.
Главная идея А.Г.Гурвича заключалась в том, что развитие зародыша
происходит по заранее установленной программе и принимает те формы, которые