Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!



Добавить в избранное





Владимир Иванович Вернадский.




Научная мысль как
планетное явление








Электронная версия подготовлена по изданию в книге:
В.И. Вернадский, Научная мысль как планетное явление, Отв. ред. А.Л. Яншин
(Москва, Наука, 1991).
Текст полностью вычитан. Дата последней редакции 1 апреля 2000.



Содержание
Отдел первый. Научная мысль и научная работа как геологическая сила в биосфере
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Отдел второй. О научных истинах
Глава 4



Отдел 1
Научная мысль и научная работа как геологическая сила в биосфере


Глава 1



Человек и человечество в биосфере как закономерная часть ее живого вещества,
часть ее организованности. Физико-химическая и геометрическая разнородность
биосферы: коренное организованное отличие - материально-энергетическое и
временн\'ое - ее живого вещества от ее же вещества косного. Эволюция видов и
эволюция биосферы. Выявление новой геологической силы в биосфере - научной мысли


социального человечества. Ее проявление связано с ледниковым периодом, в котором
мы живем, с одним из повторяющихся в истории планеты геологических проявлений,
выходящих своей причиной за пределы земной коры.



1. Человек, как и все живое, не является самодовлеющим, независимым от
окружающей среды природным объектом. Однако даже ученые-натуралисты в наше
время, противупоставляя человека и живой организм вообще среде их жизни, очень
нередко этого не учитывают. Но неразрывность живого организма от окружающей
среды не может сейчас возбуждать сомнений у современного натуралиста.
Биогеохимик из нее исходит и стремится точно и возможно глубоко понять, выразить
и установить эту функциональную зависимость. Философы и современная философия в
подавляющей мере не учитывают эту функциональную зависимость человека, как
природного объекта, и человечества, как природного явления, от среды их жизни и
мысли.
Философия не может это в достаточной мере учитывать, так как она исходит из
законов разума, который для нее является так или иначе окончательным
самодовлеющим критериумом (даже в тех случаях, как в философиях религиозных или
мистических, в которых пределы разума фактически ограничены).
Современный ученый, исходящий из признания реальности своего окружения,
подлежащего его изучению мира - природы, космоса или мировой реальности,1 - не
может становиться на эту точку зрения как исходную для научной работы.
Ибо он сейчас точно знает, что человек не находится на бесструктурной
поверхности Земли, не находится в непосредственном соприкосновении с
космическими просторами в бесструктурной природе, его закономерно не
связывающей. Правда, нередко, по рутине и под влиянием философии это забывает
даже вглубь проникающий современный натуралист и с этим в своем мышлении не
считается и этого не отчеканивает.
Человек и человечество теснейшим образом прежде всего связаны с живым веществом,
населяющим нашу планету, от которого они реально никаким физическим процессом не
могут быть уединены. Это возможно только в мысли.
2. Понятие о жизни и живом нам ясно в быту и не может возбуждать в реальных
проявлениях своих и в отвечающих им объектах природы - в природных телах -
научно серьезных сомнений. Лишь в XX в. впервые [с открытием] фильтрующихся
вирусов в науке появились факты, заставляющие нас серьезно - не философски, а
научно - ставить вопрос: имеем ли мы дело с живым природным телом или с телом
природным неживым - косным.
В вирусах сомнение вызвано научным наблюдением, а не философским представлением.
В этом огромное научное значение их изучения. Оно находится сейчас на верном и
прочном пути. Сомнение будет разрешено и ничего, кроме более точного
представления о живом организме, не даст, при таком подходе не может не дать...
Наряду с этим, однако, мы встречаемся в науке с другого рода сомнениями,
вызванными философскими и религиозными исканиями. Так, например, в работах
Института Бозе в Калькутте 2 научно исследуются явления, касающиеся в
материально-энергетической среде проявлений, философски общих живым и косным
природным телам. Они не характерны, слабо выражены в косных природных телах и
ярко проявляются в живых, но общи обоим.
Эта область, если она существует в том виде, как ее пытался установить Бозе,
явлений, общих косным и живым природным телам, не вносит ничего нового в резкое
отличие между ними. Оно должно проявиться и в этой области, если только ее