Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!



Добавить в избранное





Шесть систем ведической философии





Введение

Слово Веда означает "знание". В современном мире мы используем
термин наука" для установки понятия авторитетного знания, определяюще-
го прогресс человечества. Древний народ Бхаратаварши (Великой Индии)
использовал слово Веда с более глубоким смыслом, чем слово "наука",
потому что в те дни научные исследования не ограничивались восприятием
мира физическими чувствами. И определение уровня человеческого прог-
ресса не зависит от массивной технологической эксплуатации материаль-
ной природы. В Ведические времена основной центр знания был постоян-
ным, не временным. Прогресс человечества определяется уровнем духовно-
го осознания, приносящего освобождение душе от ловушки материальной
природы, которая временна и полна невежества и страданий. Ведическое
знание называют " 1апаурушейа 0" , что значит "не изобретение человеческо-
го существа". Ведическое знание появилось на заре космического творе-
ния в сердце Брахмы, полубога, рожденного из лотоса, из которого прои-
зошли различные формы жизни вселенной. Брахма передал это знание в
форме 1шабды 0 (духовного звука) своим сыновьям, великим мудрецам с выс-
ших планетарных систем, таких как Сатьялока, Джнаналока и Тапалока. В
свою очередь мудрецы передали это знание своим ученикам по всей все-
ленной, включая земных мудрецов в древние времена. Пять тысяч лет тому
назад великий ведический авторитет Кришна Двайпайана Вьяса собрал шаб-
ду в санскритское писание ( 1шастра 0), которое сейчас известно как "Ве-
ды".
В древней Индии изучение Вед являлось особой привилегией брахма-
нов (священников или интелектуального класса). Существует четыре сту-
пени изучения ведического знания. Эти ступени соответствуют четырем
ашрамам брахманической культуры ( 1брахмачари 0, ашрам ученичества; гри-
хастха или ашрам домохозяина, ванапрастха, ашрам уединения и саньяса,
ашрам отречения). Первая ступень изучения заключалось в запоминании
Ведической Самхиты, состоящей из 20 000 мантр (стихов). Все они делят-
ся на четыре части - Риг, Сама, Яджур и Атхарва. Эти мантры повторя-
лись священниками во время прославления различных аспектов Верховного
существа во время жертвенных ритуалов. Вторая ступень - мастерство
Брахмана, раздел Вед, обучающий выполнению обязанностей по отношению к
семье, обществу, полубогам, мудрецам, различным существам и Верховному
Господу. Третья ступень - мастерство Араньяка, раздел Вед, который
подготавливает домохозяина, оставившего мирской образ жизни, к отре-



- 2 -

ченному образу жизни . Четвертая ступень, мастерство Упанишад, предс-
тавляет филисофию Абсолютной Истины людям, находящимся в поисках осво-
бождения от рождения и смерти.
Тексты изучались в четыре этапа формального ведического образова-
ния, в собранном виде оно известно как 1шрути-шастра 0 - "писание, кото-
рое должно быть услышано" брахманами. Но шрути-шастра - это еще не
все, что содержит в себе Ведическая литература. Чхандохья-Упанишад
7.1.2. говорит, что Пураны и Итихасы содержат в себе пять разделов
изучения Вед. Пураны и Итихасы дают то же самое знание, что и Веды, но
все это дается с обширными историческими повествованиями. Пятая Веда
известна как смрити-шастра (писание, которое нужно запомнить). Смрити-
шастры можно было изучать также и небрахманам.
По традиции шесть школ мысли распространяли ведическую мудрость с
различной философской точки зрения. Каждая из этих перспектив или дар-
шанов связана с прославленным мудрецом, автором Сутры. Он тщательно
исследует и обсуждает шесть систем Ведической филисофии также как и
другие философии в форме третей большой части Ведической литературы
после шрути-шастры и смрити-шастры. Она известна как Нйайа-шастра, пи-
сание филолсофских диспутов.
Шад-даршан (шесть философских взглядов): Нйайа (логика), Вайшеши-
ка (атомная теория), Санкхья (анализ материи и духа), Йога (дисциплины
самореализации), Карма-мимамса (наука о действиях ради плодов) и Ве-
данта (наука о реализации Бога).
Шад-даршан выражен филисофией Аштика (от "ашти" или "это так"),
потому что все они признают Веды авторитетным писанием, которое проти-
вопоставляется Наштике, философии буддистов, гьяни, чарваков ("нашти"
или "это не так"), отвергающее Веды. Начиная с Нйайи, каждый из таких
шад-даршанов в своем собственном направлении представляет более разви-
тое и обширное обьяснение аспектов Ведического знания. Нйайа основана
на принципах филисофского диспута и выдвигает на обсуждение различные
предметы, такие как: физический мир, душа, Бог и освобождение. Вайше-
шика занимается методом Нйайи или логикой в более глубоком анализе
сложности материального существования проявлением видимых материальных
форм к которым мы все так привязаны, в конечном счете они разбиваются
на невидимые атомы. Санкхья развивает этот аналитический процесс, для
того, чтобы помочь душе отделиться от материи. Через йогу в душе про-
является ее природное духовная способность видеть себя за пределами
этого тела. Карма-мимамса направляет душу к целям Ведичекого ритуализ-



- 3 -

ма. Веданта фокусируется на высшей цели, обьясненной Упанишадами.
Первоначально, шесть даршанов представляли собой отделы изучения
в обьединенном понимании Вед, которое приравнивается к факультетам
современного университета. Но из-за влияния Кали-Йуги (века ссор) эти