Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!



Добавить в избранное



ЕГИПЕТСКИЕ БОГИ





Слово бог, по-египетски нетер, в древнем Египте имело совсем иное
значение, чему нас или у греков и римлян. Нетер значило
возвышенный, достопочтенный; небо, солнце, земля, Нил - были
петеры, точно так же, - герои прошедших времен, основатели и
строители государства; даже каждый царь был петер, если он в самом
деле был тем, чем должен был быть, - защитником и попечителем
страны; и ему воздвигались алтари, точно так как добрый сын
молился, ежедневно перед идолом своего отца и приносил жертвы на
маленьком алтаре.

Первоначально в Египте было четыре неразделимых бога:
1) Материя, вещество, из которого произошло все. Свет со всем, что
в нем есть, произошел из этого вещества; но само первоначальное,
вещество не могло произойти из чего-нибудь, оно песотвореипо. Это
богиня Нет.

2) Дух, который действует и живет в материи. Это бог Неф. Неф и
Нет неразрывно связаны между собою; материя совершенно немыслима
без сил, которые действуют в ней; точно так же нет никакой силы
без вещества, в котором она могла бы держаться. От бога Неф и из
богини Нет произошло все, что тол.ъко существует.

3) Вещество занимает пространство, так как первоначальная, материя
не создана в начале, а существует от века, то бесконечное
пространство должно быть точно также несоздаппые, вечные. Это
богиня Паиит. Она все обнимает, в ней все покоится, все восстает и
исчезает.

4) Что ни есть, все существует в пространстве, и что бывает,
бывает во времени. И время без начала и конца, не произошло, не
сотворено. Неразделимое время, вечность, есть бог Себек. Дух и
вещество, время и, пространство неотделимы одно от другого. Неф и
Hem, Себек и Пашт-четыре первых величайших бога, через которых, из
которых и в которых произошло все; но они не произошли; они
несозданны, непреходящи, неразделимы, - они одно целое.

Но как нужно представлять себе это единение, этого не знает ни
один человек, это никому непонятно, это амун, т. е. скрытое,
таинственное (ом = не, нет; ун = открытый). Амун - непонятное
единение четырех первых божеств, само есть высочайшее божество;
Амун есть великое четвероединство, состоящее из Нефа и Неты,


Себека и Пашты, Амун есть все во всем.

Часть бесформенной материи приняла форму и стала миром. Таким
образом мир образовался в этом четвероединстве как часть ее, и
именно в виде шара, но и после остается еще объятым Амуном.

Часть бога Неф, действующая в мире, внутри мира находящийся,
творящий дух, называется бог Мент. Он создал прежде всего
первоначальный огонь, первоначальную теплоту, бога Птаха. Без
теплоты невозможна ни животная, ни растительная жизнь; без теплоты
нет испарения, следовательно, нет разделения влажного от сухого;
теплота была необходима для бытия всех вещей.

Далее, под влиянием Мента и при действии Птаха отделяется
неустроенная, смешанная мировая масса, которая покоилась в виде
шара в недрах Аму-на: самое тонкое поднялось к поверхности,
стянулось там и образовало твердый свод, небо, - это богиня Пэ.
Более грубое осело в центре, сгустилось там и сделалось землею, -
это богиня Ануке.

У египтян не было бога небес, который управлял бы солнцем, луною и
звездами, но само небо, синий свод, было божеством. У них не было
бога земли, который растил бы растенья, питал бы животных,
управлял бы жребием человека, но сама земля, на которой мы живем,
была богиней.

Из той части первоначальной материи, которая носилась еще между
небом и землею, Мент, творящий дух, и Птах, первобытный огонь,
мало-помалу образовали два больших мировых тела - солнце, бога Ра,
и луну, бога Эаг. Но Мента нельзя представлять при этом в виде
личности; он только присущая веществу сила, как сила, которая
действует в магните, притягивая железо. Птах не бог огня, но
только сама всепроницающая теплота.

Когда произошли солнце и луна, могла пойти речь и о разделении
времени; ибо с богом и через бога Ра произошли одновременно две
богини: Caтe, день, светлая половина мира, и Гатгар, ночь, мрачная
половина мира. (Последняя богиня называется не Га-фор, как часто
писали и выговаривали, ибо ее имя представляет слово, сложенное из
гат и гар). У египтян день и ночь не были от вечности, прежде даже
чем произошло солнце, как это у нас в священной истории творения.
У нас говорится: "И был вечер и было утро", но только на четвертый
день создал Господь Бог солнце. Египтяне, напротив, говорили:
"Прежде чем произошло солнце, дня и быть не могло". Итак,
божества, рассмотренные нами до сих пор: