Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!



Добавить в избранное

Александр Секацкий



Космология лжи




Итак, мы утверждаем нечто очевидное: в мире присутствует ложь. Мы обнаруживаем
ее как ближайшую феноменологическую данность в первом же шаге рефлексии. Ложь
не то чтобы вплетена в ткань слишком человеческого , она и есть эта ткань,
материя практического разума. Коммуникация двух разумных существ человеческого
типа по сути своей есть обмен обманом.

Ибо общение двух абсолютно тождественных устройств бесполезно , - говорит
Ю.Лотман, и необходимая для вступления в коммуникацию разность наличного может
быть описана как степень искажения эталона (неважно какого, истины или нуля
). Структуры человеческой коммуникации поддаются рассмотрению в терминах работы
ткацкого станка - если принять во внимание как и какую материю он производит.
Привод машины, в свою очередь, запускается энергетикой обмана, водоворотом,
образующимся в круге всеобщей аферистики. Но мы не будем вдаваться сейчас в
подробности процесса прядения нитей, сплетающихся в покрывало майи, в ткань
повседневности - гегелевский Weltlauf. Попробуем просто всмотреться в факт
присутствия лжи в мире. Среди следствий, вытекающих из наличия лжи, мы обнаружим
многое, для чего первым делом необходимо выйти за пределы ограничивающей
этической оппозиции ложь - истина , где члены оппозиции жестко отождествляются
с полюсами другой дихотомии: добро - зло . Акт трансцендирования, или
высвобождающей рефлексии, тут же порождает смотровую площадку, откуда ясно
видимы дела лжи, все многоцветье ее модусов - от самых примитивных, где ложь
изобличена и тем самым приручена (выдернута из круга перевоплощений) до наиболее
отдаленных порождений лжи - таких как вежливость, тактичность, искусство.

В том, что культура есть производное лжи, сходятся такие разные мыслители как
Ницше и Толстой, Геббель и Уайльд. Да, производное - но это не первая
производная, ибо ей предшествует то, что мы можем назвать онтологией и
космологией лжи.

Вот вопрос, требующий серьезного размышления: существует ли ложь в мире до и
помимо человека?

Писательница Ирина Полянская, размышляя об обычном базаре, где на прилавках
красуются огромные фальшивые овощи, накачанные нитратами, где все весы лгут, и
царит закон обсчета и обмера, высказывает удивительную по глубине проникновения
мысль: И я, и небо, и помидор, мы лжем - не нитраты сжигают плод изнутри, а все
та же немилосердная ложь, прожорливая как трупный червь. Люди думают, что это
они ее изобрели, что они ею воспользуются, вот встанут как следует на ноги,
сядут на престол, - а потом прогонят ее во имя детей - но на самом-то деле это
она изобрела их, она их вылепила и уже не отпустит .

По своей предельности данное заявление перекликается с другим, восходящим к
Аристотелю и противоположным по смыслу: ложь не существует, она есть род
небытия, отрицающий сущее и не имеющий иной опоры, кроме как в отрицаемом.

Я хотел бы предложить попытку разрешения коллизии не на уровне феноменологии, а
обратившись к космологическим версиям. Как соединить аристотелевское, вообще
чисто логическое понимание лжи с очевидной интуицией ее предшествия порядку
сущего и тем более разуму?

Место лжи - это место провала в субстанциональности сущего, пропасть, через
которую не может пройти ни одна каузальная связь. Ложь - излишек Бытия, ее среда
это невидимое Богу, именно в этом смысле со времен Платона ложь понималась как
небытие. Ибо она вне замысла, вне сферы эйдосов. Онтологически ложь есть
эпифеномен Большого Взрыва, слышимость содрогания, испытываемого материей, когда
ее пронизывает Дух в творческом акте. Поэтому миражное квазипространство лжи,
т.е. отзвука и отблеска может быть изъято из Бытия без малейшего ущерба-ничего
не изменится. Но лишь до тех пор, пока не появляется устройство, способное
считывать морок, реагировать на отсвет (reflexio), пока не появляется утилизатор
миражей - человеческий разум.

С этого момента и начинается обморок бытия (Хайдеггер) или недуг божества ,
как еще раньше обозначил ситуацию Ф.Геббель. Попробуем пристальнее вглядеться в
космологическое начало лжи. Здесь, в своем истоке ложь ничуть не похожа на
привычный обман, не похожа она и на аквариумную рыбку, на яркий нитратный
фальсифицированный помидор. У нее нет еще не только этического измерения, но
даже и субъекта, у лжи на первой стадии еще нет лжеца. Точно так же, если
представить себе эволюцию нечисти, то появление Вия можно отнести лишь к самым
последним этапам.

Пока мы обнаруживаем колыбель лжи как слышимость содрогания , иными словами -
как эхо-эффект творения. Обобщая космогонические идеи, идущие от платоновского
Тимея к неоплатоникам и некоторым гностикам, можно представить себе следующую
картинку.

Происходит Божественный Выдох, творческая эманация изливается в мир, в ничто, в
лишенность . Но заставаемый хаос дотворческого состояния, пресловутое библейское
тоху-боху , оказывает преобразующему воздействию Бога некоторое сопротивление
(согласно Тимею - неравномерное; как в Греции, так и в средневековой теологии
вплоть до Николая Кузанского весьма популярной была мысль, что разнообразие
сущего объясняется разной способностью материй вместить Откровение - в
результате творение принимает вид некой иерархии: упорядочение, оживотворение,
одухотворение, олицетворение... Мы обнаруживаем все градации взаимодействия
Логоса со слоями Хаоса - от полной асфиксии до высшей готовности типа духовной
жажды. Сопротивление приводит к отбрасыванию какой-то, сравнительно ничтожной,
части Творческого Усилия - что как раз вполне уместно будет назвать эхо-эффектом
Творения. Отраженная эманация содержит в себе меру сопротивления,
непросветленности Вселенной, остаточность хаоса - но не только. Эхо-эффект
оказывается одновременно и удвоением, редупликацией дотворческой
неупорядоченности, ведь он повисающее свидетельство о конкретном ничто. Вся
внутренняя мера разнообразия тоху-боху вынесена теперь на экран и
засвидетельствована как негатив сущего, вот только неизвестно пока, кому или
пред кем засвидетельствована, ибо центр исходящей эманации не имеет обратной
связи. Тут мы сталкиваемся с отрицательным условием всемогущества Бога: Господь
не может испытывать страдательных состояний. Обратная трансляция пассивных