Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

неуклонно и постоянно, чтобы другим мыслям совершенно некогда было навязаться.
Если идеи высказываются оратором со слишком большою медлительностью, чтобы ум
мог быть ими всецело занят, то можно занять его работой пересмотра уже
сказанного до того времени, или даже угадыванием, что вероятно будет еще
сказано, но во всяком случае ум должен быть со всем возможным упорством занят
оратором и предметом его речи. Вниманию нельзя допускать ослабнуть ни на минуту
с того момента, пока он ее не закончит. Внимание должно быть абсолютным. Если
кто-нибудь входит или выходит, не смотрите на это. Старайтесь не видеть никого
кроме оратора и не слышать ничего, кроме его речи, пока она не кончится. Если
это и покажется вначале утомительным, то нет надобности обязательно напрягать
внимание в течение всей лекции или проповеди. Но на то время, которое вы себе
назначите, внимание должно быть сосредоточено неукоснительно, и если речь
хороша, то этим способом вы от нее больше хорошего получите. Если речь такова,
что она вас возмущает, то вследствие этого способа она утратит большую часть —
если не всю — своей для вас неприятности, потому что когда ум сосредотачивается
на ней и занят ее критикой, то время тянется не так долго и идет незаметно.
Верный способ сократить длину (кажущуюся) всякой речи — это сосредоточить свое
внимание на ней.

НЕЗАВИСИМОЕ МЫШЛЕНИЕ
Еще одна вещь, которой придется заняться начинающему, — это свое собственное,
ниоткуда не заимствованное, независимое мышление. Конечно, придется читать много
книг по оккультизму, причем появляется склонность к их языку. Когда ему придется
что-нибудь писать самому относительно теософии, то, критически просмотрев свою
работу, начинающий увидит, что он изложил почти те же идеи, почти тем же
способом, с теми же особенностями и с теми же примерами, как это было у
прочитанных им авторов. Часто он увидит, что он катится по чужой колее, и ему
нужно сделать решительное усилие, чтобы выбраться из нее. Как бы ни было чудно
творение учителя, ученик не должен делаться ни переписчиком, ни попугаем. Он
должен отучить свой ум от стремления пользоваться чужими колеями и от привычки
останавливаться, когда такая колея кончается. Чтобы избавиться от этого
несчастья, он должен будет заниматься чтением лишь короткое время, а затем
делать остановки и хорошенько поразмыслить над прелагаемыми ему идеями. Пусть он
пробует обсудить их с разных точек зрения и посмотрит, не сможет ли он сказать
еще чего-либо по этому поводу. Пусть он припомнит, не было ли в его жизни
похожего опыта в этом отношении, совпадающего с принципами автора, и подумает
над этим. Если ему приходится говорить с другими о прочитанном, то пусть он
старается избегать точных выражений автора, а передает мысль своими собственными
словами. Он должен постараться придумать собственные примеры, иллюстрирующие
данную тему или новый ряд обстоятельств, в которых применимы выведенные
принципы; и единственный путь — это мыслить, мыслить, мыслить самому.
Способность непосредственного мышления есть неоценимое свойство, и единственная
причина, почему оно так мало применяется, лежит только в том, что слишком
немногие готовы уделить этому мышлению необходимое время и труд.

ПОСТОЯННОЕ И ПРАВИЛЬНОЕ УСИЛИЕ
Начинающему изучение оккультизма следует хорошенько усвоить себе еще одно
обстоятельство — это необходимость напряженной работы. Кто приступит к делу,
воображая, что равнодушное и отрывочное изучение доведет его до цели, заранее
обрекает себя на неудачу. Но и тот, кто предполагает, будто проскакав галопом по
всей оккультной литературе, по тому способу, как читаются романы, он может стать
оккультистом, будет почти так же далек от успеха, как он был и при начале. Можно
по желанию посвящать изучению оккультизма и мало времени и много. Дело не в том.
Важно, чтобы период работы, будь то несколько часов, час или даже полчаса в
день, отличался той энергичностью ума, которая является естественным результатом
всякого живого стремления и постоянства цели.
Работа спустя рукава лишь немногим лучше полного безделья. Без напряжения в
работе прогресс изучающего будет отчаянно слаб. Это верно в отношении всего,
чтобы мы не предпринимали. Почему бы не быть этому верным и в отношении
оккультизма? Студент университета, быстро шагающий вперед по юриспруденции,
медицине, математике или языкам — это студент напряженно работающий. Гений есть
только эссенция тяжкого труда. Тот факт, что такой труд может быть имел место в
одном из предыдущих перевоплощений, не меняет дела. У нас нет таких
способностей, которые не вырабатывались бы нами, и каждое усилие ума теперь
предопределяет наши интеллектуальные достижения в будущем, а равно ускоряет
теперешний прогресс.
Работать следует не только со всей энергией, но и с постоянством и
правильностью, если только мы хотим чего-нибудь добиться. Правильность имеет
свои магические свойства. Определенная сумма энергии, затрачиваемая правильно и
неуклонно, в результате дает несоизмеримо больше, нежели та же сумма энергии,
затрачиваемая нерегулярно, судорожно. Пусть начинающий определит себе известное
время на каждый день для изучения и продумывания оккультизма, пусть он не
допускает перерывов в работе, и в результате он заметно продвинется вперед.
Трудность сразу взяться за работу будет становиться всё меньше и меньше.
Искусство углубления в изучаемый предмет будет всё легче и легче. Скоро
изучающий заметит, что его час или полчаса, смотря как у кого, по отношению к
достигаемым в течение затраченного времени результатам, перерастает все
пропорции. Однако, едва он допустит ту ошибку, что посвятит изучению оккультизма
сегодня два часа, завтра ничего, на следующий день — 15 минут, потом целую
неделю ничего и, наконец, отдаст этому целый день, “чтобы наверстать упущенное
время”, пусть и в будущем изучение у него пойдет такими же случайными периодами,
смотря по велениям удобств, по игре обстоятельств, и в зависимости от каприза, и
в конечном итоге множества затраченных часов он пройдет гораздо меньшее
расстояние на своем духовном пути. При первом способе он создает поток
правильности (привычку) и накопленная инерция течения этого потока (сила
привычки) несет его с собой. Он фактически вступает в новую моральную и
интеллектуальную жизнь — он приобретает новую точку зрения, новые мерила
ценностей, создает новые привычки своего сознания — и ему приходится
преодолевать известную инерцию. Правильность позволяет ему не только быстро
взять верный шаг, но и не позволяет ему терять его и в промежуточные часы. Между
тем, при втором способе он теряет не только его, но теряет еще большую часть
времени, посвящаемого изучению, чтобы только опять попасть в него. Ему всё вновь
и вновь приходиться преодолевать инерцию, и он всё время только и думает, что
приступает и начинает вместо того, чтобы продолжать движение вперед.
Правильность в изучении оккультизма имеет громадный вес для успеха еще и в
другом отношении. Такое изучение предпринимается обычно новичком после того, как
он либо видел, либо слышал что-нибудь такое, что вызвало в нем интерес к этому
предмету. Может быть это было какое-либо оккультное переживание, может быть
разговор с другим, может быть газетная статья о каком-либо феномене, или же
теософская лекция.