Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

САМОКОНТРОЛЬ
Прекрасная вещь для начинающего изучать теософию, который впервые приступает в
свете её к исканию пути, ведущего вперед, — это задать себе вопрос, каких именно
черт характера ему недостает, а затем серьезно взяться за приобретение их.
Обычно не составляет большого труда найти какие-либо слабые стороны. Обладаете
ли вы здравым духовным мужеством? Не бывает ли так, что вы боялись высказать
вслух ваше мнение, хотя вы и знали, что его следовало бы выразить, но что оно не
понравится? Выступаете ли вы на защиту истины, как таковая вам кажется, или же
вы прячетесь в молчание, хотя и чувствуете, что нужно бы высказаться?
Нравственным мужеством обладать необходимо, и для этого нужно наблюдать за своим
повседневным поведением и стремиться укрепить свой характер в этом направлении.
Таким же образом следует сделать смотр всем своим хорошим и дурным сторонам,
критически рассматривая пункт за пунктом, пока не доберешься до таких вещей,
которые принято обычно считать не имеющими значения. Нет ли небрежности в
распределении и использовании своего времени? Знаете ли вы, какую громадную
ценность имеет каждый час жизни, когда человек бодрствует? Ясно ли вам, что
большинство людей бесцельно проводит громадную часть своей физической жизни и
совершенствуется сравнительно слабо, вместо того, чтобы (если они этого захотели
бы) они могли бы так применить это растрачиваемое время, что оно получило бы
огромный вес в ускорении их эволюции. Если вам это ясно, то вы, конечно, начнете
вести учёт тем часам, когда вы бодрствуете и спросите себя, что же вы можете
показать, как результат этих часов. Вы будете тщательно вырабатывать и
поддерживать привычку к быстроте и точности. Если вы назначили кому-либо
свидание, то вы не будете опаздывать ни на пятнадцать, ни на пять минут. Если
вам пришло письмо, то вы не оставите его без ответа в ожидании того, когда вы
раскачаетесь взяться за перо. Вот одно из первых правил, которые нужно заучить:
промедление крадет время, и не только ваше время, но и чужое; результаты вашего
небрежного поведения причинят ущерб не только вам, но отразятся и на других.
Тот, кто ищет, найдет много случаев укрепить свой характер и утолщить свою броню
к грядущему дню великой битвы. Великие дела по плечу лишь сильным духом, а сила
духа приобретается в борьбе именно с мелочами жизни — пока мы не будем
чувствовать себя господами в малом, ничего великого впереди ожидать нас не
может.

ВАЖНОСТЬ ВНИМАНИЯ
Нельзя в достаточной мере подчеркнуть всю важность того явления, которое
называем “вниманием”. Его следует культивировать всеми возможными способами. Что
бы вы ни делали, великое ли дело, или пустяк, это необходимо делать, устремив на
него всё внимание. Внимание к исполняемой работе есть не только первый шаг к
успеху именно в данной работе, но есть также движение вперед по пути настоящего
оккультного развития. Изучение какого-либо предмета в течение получаса с
неослабным вниманием в результате даст больше, нежели сидение над ним в течение
половины дня с умом, блуждающим по сторонам. И пока мы быстро набираемся знаний,
работая с упорно сосредоточенным вниманием, мы достигаем кое-чего и больше
этого. Мы приводим ум наш в такое состояние, которого он обязан достигнуть
прежде, чем будет заметен хоть какой-нибудь успех на путях оккультизма.
Процесс обычной умственной работы у большинства людей напоминает собой то, как
играет котеночек. Вот он прыгает за висящей веревочкой, вот ловит перышко, вот
бросился за мухой, потом скачет в другую комнату и мечется от одного предмета к
другому, и всё это только потому, что у него в жизни нет ничего посерьезнее. То
же происходит и с блуждающими умами. Блуждающий ум занимает время тысячью
пустячных дум, которые, если их собрать в одно целое, равняются просто ничему.
Он предается мечтаниям обо всём вообще и ни о чём в особенности, бросается в
воспоминание о недавнем разговоре, перепрыгивает на поездку, бывшую с неделю
тому назад, балуется с пришедшим на память замечанием приятеля, пугается, что у
него еще осталась вот такая-то неисполненная обязанность, тут же забывает об
этом, потому что мимо окошка кто-то проехал, и, наконец, перекидывается на
какой-нибудь совершенно новый круг такой же беспечной деятельности, лишенной как
связи с предыдущими мыслями, так и вообще какой-либо цели или порядка.
Подобное состояние ума относится к тому периоду нашего существования, когда у
нас не было знания о назначении жизни. Это состояние уже не подобает изучающему
теософию, и он должен, не теряя времени, приступить к серьезной работе над тем,
чтобы освободиться от столь вредной привычки. Один из хороших для сего способов
— это стараться упорно держать ум на исполняемой работе, будь то чтение,
разговор, слушание или выполнение какой-либо несложной обязанности. А если вы
хотите провести время или вообще дать отдохнуть вниманию, то устремите ум
всецело на это и совершенно не позволяйте ему касаться работы, которую вы
временно приостановили.
Внимание — это самый сок оккультного процесса. Невозможно представить себе,
чтобы кто-нибудь вдруг преуспел в оккультизме, не обладая способностью внимания.
А выработать последнюю до такой степени, когда она начнет проявлять свое
действие, можно лишь тем, что приучать внимание всецело удерживаться постоянно
на всех встречающихся нам мелких делах, пока это не претворится в глубоко
укоренившуюся привычку. Разве не внимание служит фундаментом всему оккультному
развитию?
Возьмите, например, телепатию, с которой большинству приходится более или менее
иметь дело. Вы только что хотите что-нибудь сказать, как уже ваш товарищ
произносит это за вас. Вы решили подвинуть стул или открыть окно, но не успели
еще встать, как ваш сосед обращается к вам с просьбой сделать именно это самое.
Вы не думали целую неделю, что вам нужно купить вот такую-то вещь, когда вдруг
вы вспоминаете о ней, но прежде, чем вы успели выразить эту мысль в словах, ваш
товарищ уже несет вам эту вещь. Часто случается, что люди в один голос
произносят те же слова. Очень часто бывает, что вы точно знаете, что известное
лицо сейчас хочет сказать, прежде нежели оно выполнит это. Это бывает, когда ум
не тревожат другие мысли или вещи. Мы не можем представить себе человека,
который был бы в состоянии уловить чужую мысль в то время, как собственный его
ум галопирует от одного постороннего предмета к другому. Как мы можем узнать,
что другой думает, когда плохо понимаем даже, что он говорит? Но мы вполне можем
представить себе, что телепатия разовьется при напряженном и сочувственном
внимании. Мы вполне можем себе представить, что кто-нибудь внимательно слушает
другого, и, притом, настолько внимательно, что совершенно попадает в ход его
мышления и узнает его идеи прежде, чем тот успеет их выразить словами. Такое
концентрированное внимание обязательно вырабатывает сенситивность.
Очень хорошим упражнением внимания является вслушивание в то, что говорит
другой. Можно заставить себя вникнуть в каждую мысль оратора; и если, как это
часто бывает, идеи немногочисленны, то обратить крайнее внимание на всё, что
говорится, давая себе в уме полный отчет о тезисах автора, по мере того, как
таковые высказываются, и не упуская ничего из сказанного. Собственное согласие
или несогласие с оратором не должно влиять на напряженность внимания. Во всяком
случае, ум должен быть неуклонно прикован к произносимой речи, настолько