Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!



Добавить в избранное





Книга Мертвых







У каждого человека есть свой звездный час, главное событие, которое
окрашивает все его существование светом истины. У жителя Древнего Египта
таким событием было погребение. Вся жизнь древнего египтянина служила
подготовкой к великому путешествию в загробный мир. Именно со смертью
приходила истинная оценка содеянного за время краткого земного
существования, навечно определяющая будущее души жителя долины Нила.
Поэтому "Книгу мертвых", которую клали в гроб каждому усопшему, можно с
полным основанием назвать главной книгой египтянина. Это не набор
поучений или молитв - это верный спутник усопшего, помогающий ему не
сбиться с пути в столь непохожем на земной мире ином. Творение многих
поколений жрецов, полное скрытых мистических смыслов, обычно представало
перед российским читателем в виде нескольких разрозненных отрывков,
имеющих скорее этнографическую ценность. С этого издания положение
изменилось. Перед вами - полный перевод "Книги мертвых" на русский язык.

Деяние, Мысль и Слово:
древнееги петски и
погребальный
культ и его
духовное
оформление
Языческое египетское богословие - явление поистине величественное:
оно развивалось дольше, чем существует вся европейская цивилизация,-
более 3600 лет. Влияние, оказанное им на все существовавшие и
существующие богословские учения,- огромно. Подлинные первоначала всех
эзотерических учений Запада и Востока залегают в грандиозном здании
храма египетских культов, таинств и обрядов.
Все, что было высказано великими учителями других народов после
угасания египетской цивилизации, меркнет в сравнении со светом
древнейшего учения египетских посвященных. Все позднейшие учения
последователей Моисея, Иисуса, Адонирама и Мухаммеда - лишь невнятные
недомолвки; вся позднейшая обрядность - лишь неловкое приспособление
древнего ритуального наследия; все таинства - лишь подобие или даже
профанация.
Многие учения обильно черпали из озера божественного знания Египта
имена, сюжеты, мифы, концептуальные понятия, фундаментальные положения и
целые текстовые фрагменты. Так поступали орфики, ближе всех стоявшие к
первоистокам. Так поступал Моисей, создавая свое Пятикнижие. Давно
известно все "египетское" в христианстве. Остаются незамеченными иные
египетские влияния в эклектичных доктринах Мухаммеда и вольных
каменщиков, но их опознание - лишь дело времени.
Египетская мифология вовсе не нуждается в "научной реконструкции
генезиса и древнейшего своего состояния". Все лежит на поверхности, обо
всем имеются ясные указания и пояснения как самой египетской, так и
других древних традиций. И при всем этом конкретные формы возникновения
и развития египетской религии далеко не ясны европейским
ученым-египтологам. Возникновение и ранние этапы развития многих мифов и
культов теряются во тьме веков додинастического периода Египта.
Погребальные действия доисторических аборигенов Нила (меламподов)
коренились в их инстинкте социальной привязанности. Поэтому общая линия
развития форм погребения в долине Нила шла от стремления сохранить тело
умершего (через мумификацию) к хранению его поблизости своего жилья
сначала в обычной полуземлянке, пещере или в земляной могиле, а затем в
специальном склепе.
Позднейшая практика мумификации породила и развитие особых видов урн
для хранения внутренностей умершего (так называемые канопы) и особых
футляров для хранения самой мумии (так называемые саркофаги).
Знатоки древностей доисторического Египта утверждают, что погребения
верхнеегипетских меламподов на протяжении тысячелетий оставались
неизменными - это погребения тела в эмбриональном положении на левом
боку, в большинстве случаев головой на юг и лицом к западу, в земляных
могилах прямоугольной или овальной формы.
В дельте Нила, куда попадали чужеземцы, погребения выполнялись по
другому обычаю: телам придано эмбриональное положение на левом боку,
головой к северу и лицом к востоку. "Отец мой, подымись со своего левого
бока и повернись на правый к этой свежей воде и к этому теплому хлебу,
которые я принес тебе",- это изречение из "Текстов Пирамид"
свидетельствует об общеприня том обряде погребения. Отмечаются
могильники, где половина умерших повернута головой на юг и обращена
лицом к западу, а половина - головой к северу и лицом к востоку, что
свидетельствует о мирном сожительстве крупных этнических групп,
возможно, различного происхождения.
Меламподов всегда устрашала мысль о повреждении тела умершего, и они
всячески стремились сохранить его целостность. Повреждение останков в
некоторых захоронениях относят на счет нападений шакалов и крыс. Следов
умышленного расчленения тела или мумификации нет, но встречались могилы,
выложенные циновками и матами, с телами, обернутыми шкурами. И уже в
древнейшую пору с умершими погребалась их домашняя утварь.
Осмысление и словесное сопровождение этих погребальных действий в
течение веков превратились в особый погребальный культ Древнего Египта.
Древние египтяне имели прочно укоренившийся обычай хоронить вместе с
умершим произведения заупокойной литературы (Саху), целью которой было
обеспечить умершему блаженное существование в мире ином.
С конца III династии (около 2625 г. до н. э.) жрецы заупокойного
культа читали по свитку папируса панихиды, а следовательно, уже
существовал письменный канон заупокойной службы.
Фараоны V и VI царских домов (2355-2155 гг. до н. э.) повелели
начертать художественно исполненными иероглифами, окрашенными в зеленый