Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!



Добавить в избранное



Олдос Хаксли



Двери восприятия






В 1886 году немецкий фармаколог Людвиг Левин опубликовал первое
систематическое исследование кактуса, которому впоследствии было дано его
имя, Anhalonium Lewinii для науки оказался новинкой. Для первобытных .же
верований и индейцев Мексики и юго-востока Америки он с незапамятных
времен являлся другом. По словам одного из испанцев, первыми посетивших
Новый Свет, "там едят корень, который называется пейотлем, и который там
почитают как божество".
Почему его почитали как божество стало ясно, когда такие известные
психологи, как Иенш, Хэвлок Эллис и Виер Митчелл, начали эксперименты с
мескалином - активной составляющей пейотля. По правде говоря, они
остановились, не далеко уйдя от идолопоклонства, Но все они сошлись во
мнении, что мескалин занимает место среди самых уникальных наркотиков.
Назначаемый в соответствующих дозах, он наиболее глубоко изменяет свойства
сознания, но однако менее токсичен, чем любое вещество из справочника
фармаколога.
Изучение мескалина спорадически продолжалось и после работ Левина и
Хэвлока Эллиса. Химики не просто выделили этот алкалоид: они научились его
синтезировать, так что его запасы более не зависели от незначительного и
непостоянного урожая этого растущего в пустыне кактуса. Психиатры сами
принимали определенные дозы мескалина в надежде приблизиться к
непосредственному пониманию ментальных. процессов у своих пациентов.
Несмотря на то, что работа производилась с небольшим числом объектов
наблюдения и в узких событийных рамках, психологии все же пронаблюдали и
классифицировали наиболее потрясающие эффекты, производимые этим
наркотиком. Неврологи и физиологи раскрыли некоторые механизмы его
воздействия на центральную нервную систему, И, по крайней мере, один
философ-профессионал принял мескалин и для того, чтобы пролить свет на
такие древние и еще неразгаданные загадки, как место разума в природе и
взаимоотношения между мозгом и сознанием,
Эти вопросы оставались тайной до тех пор, пока - два или три года
назад - не был зафиксирован один весьма существенный факт.
В действительности, этот факт являлся очевидным для всех в течение
нескольких десятилетий. Но так получилось, что его никто не замечал до тех
пор, пока один молодой английский психиатр, ныне работающий в Канаде, не
был поражен близким сходством в химических формулах мескалина и
адреналина, Дальнейшие исследования открыли, что лизергиновая кислота -
крайне сильный галлюциноген, получаемый из спорыньи,- биохимически им


родственна. Затем было обнаружено, что адренохром, являющийся продуктом
разложения адреналина, может вызывать симптомы, наблюдаемые при
интоксикации мескалином. Но, вероятно, адренохром спонтанно появляется в
человеческом теле. Другими словами, каждый из нас способен производить
химическое соединение, незначительные дозы которого вызывают, как
известно, глубокие изменения в сознании. Некоторые из этих изменений
сходны с теми, которые происходят при наиболее распространенной чуме
двадцатого века - шизофрении. Неужели душевный хаос обусловлен хаосом
химическим, И обусловлен ли химический хаос, в свою очередь,
психологическим недомоганием, поражающим надпочечник. Утверждать это было
бы опрометчиво и преждевременно. Самое большее, что мы можем сказать,- это
то, что первичное рассмотрение данного случая было проведено. Между тем,
идет систематический поиск, ищейки - биохимики, психиатры и психологи -
взяли след.
Благодаря ряду крайне благоприятных - для меня обстоятельств я весной
1953 года обнаружил, что пересек этот след. Одна из ищеек прибыла по делам
в Калифорнию. Несмотря на семидесятилетнюю историю изучения мескалина,
находящийся в распоряжении исследователей психологический материал
оставался по-прежнему до абсурдного скудным, и этот ученый очень хотел его
дополнить. Я по собственному желанию - на самом деле, весьма сильному -
стал его подопытным кроликом. В итоге случилось так, что одним ясным
майским утром я проглотил четыре десятых грамма мескалина, растворенного в
полстакане воды, и сел в ожидании результатов.
Мы .жили вместе, действовали друг на друга и взаимодействовали, но
всегда и при любых обстоятельствах существовали каждый сам по себе,
Христианские мученики выходят на арену рука об руку - распинают же их
поодиночке. Обнявшись, влюбленные отчаянно пытаются слить свои
изолированные восторги в нечто единое, превосходящее "я",-тщетно. По своей
собственной природе каждый воплощенный дух обречен страдать и радоваться в
одиночестве. Ощущения, чувства, прозрения и мечты, - все они крайне личны
и, кроме как посредством символов и через вторые руки, непередаваемы, Мы
можем собирать информацию о переживаниях, но только не сами переживания.
Начиная семьей и кончая нацией, любая группа людей есть сообщество
островных вселенных.
Большинство островных вселенных достаточно похожи Друг на друга, что
допускает выводимое путем умозаключений понимание, даже взаимное душевное
проникновение или "вчувствование". Таким образом, вспоминая о собственных
утратах и унижениях, мы можем соболезновать другим при аналогичных
обстоятельствах, можем ставить себя (конечно же, всегда немного в
"пиквикском смысле") на место других. Но в некоторых случаях общение между
вселенными остается весьма несовершенным или его даже вообще не
существует. Разум есть некое место в пространстве, и места, населяемые
душевнобольными и исключительно одаренными людьми, настолько отличаются от
мест, где живут обыкновенные люди, что почти не существует общей почвы
воспоминаний, служащей основанием для понимания или товарищеского чувства.
Слова произносятся, но не просвещают. Предметы и события, к которым
сносятся символы, принадлежат к взаимно недоступным областям восприятия.
Видеть самих себя такими, какими видят нас другие,-самый благотворный
дар. Едва ли менее важна способность видеть других так, как они видят сами
себя. Но что, если эти "другие" принадлежат к разным видам и населяют в
корне чуждую вселенную? Например, как психически здоровый человек может