Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное



Олдос Хаксли



Рай и Ад




ПРЕДИСЛОВИЕ



Эта небольшая книга является продолжением эссе о мескалинном
переживании, опубликованном два года назад под заголовком "Двери
восприятия". Для человека, в котором "свеча видения" никогда не зажигается
самопроизвольно, озарение мескалинного переживания сильнее вдвое. Оно
проливает свет на доселе неведомые области его собственного разума, и в то
же самое время косвенно бросает свет на другие разумы, в плане видения
более одаренные, чем его собственный. Размышляя о своем переживании, он
приходит в новому, более глубокому и полному пониманию путей, которыми эти
другие разумы воспринимают, чувствуют и думают, космологических понятий,
которые кажутся им самоочевидными, и произведений искусства, посредством
которых они ощущают побуждение самовыражаться. В нижеследующей работе я
попытался изложить - более или менее систематически - результаты этого
нового понимания.
В истории науки собиратель образцов предшествовал зоологу, а следовал
за представителями естественной теологии и магии. Он перестал изучать
животных в духе авторов бестиариев, для которых муравей был воплощенным
трудолюбием, пантера-символом, что достаточно удивительно, Христа, а хорек
- потрясающим примером безудержного сладострастия, Но он еще не стал -
разве что неким рудиментарным образом-физиологом, экологом или
исследователем поведения .животных. Его первоочередной заботой являлось
составление переписи: поймать, убить и сделать чучело как можно большего
количества разных видов животных.
Как и Земля сто лет назад, наш разум все еще обладает своей темной
Африкой, ненанесенными на карты Борнео и бассейном Амазонки. В отношении
фауны этих районов мы по-прежнему не зоологи - мы чистые натуралисты и
собиратели образцов. Обстоятельство - не самое удачное, но нам приходится
его принимать и делать все, что в наших силах. Однако работа собирателя,
как бы медленно она ни протекала, должна быть выполнена, прежде чем мы
перейдем к более высоким научным задачам классификации, анализа,
эксперимента и создания теории.
Наподобие жирафа и утконоса, существа, населяющие эти отдаленные
области разума, чрезвычайно невероятны, Тем не менее, они существуют, они
являются предметами наблюдения, и в качестве таковых ими нельзя
пренебрегать никому, кто честно пытается понять мир, в котором он живет.
Очень трудно - почти невозможно - говорить о происходящих в душе
событиях, не пользуясь сравнениями, взятыми из более знакомой вселенной
материальных вещей. Если я и использовал географические и зоологические
метафоры, то не беспричинно, не просто для усиления образности языка. Я
так поступил потому, что подобные метафоры очень ярко выражают
неотъемлемую ина-ковость далеких континентов разума, полную автономность и
самодостаточность их обитателей. Человек состоит из того, что я могу
назвать Старым Светом личностного сознания, и-по ту сторону широкого моря
- нескольких областей Нового Света: не слишком удаленных Виргиний и
Каролин личностного подсознания и живущей растительной -жизнью души;
Дальнего Востока коллективного бессознательного с его флорой символов и
племенами аборигенов-архетипов; а на другом берегу еще одного, более
громадного океана в виде страны антиподов повседневного сознания
расположен мир Визионерского Переживания.
Если вы отправитесь в Новый Южный Уэльс, то увидите прыгающих там
сумчатых животных, А если вы отправитесь к антиподам осознающего себя
разума, то столкнетесь со всевозможными тварями, по крайней мере, такими
же диковинными, как и кенгуру. Вы не выдумываете этих тварей, как не
выдумываете и сумчатых. Они живут своей собственной жизнью и в полной
независимости. Управлять ими человек не может, Он лишь может отправиться в
ментальный эквивалент Австралии и оглядеться вокруг себя.
Одни люди никогда сознательно не обнаруживают своих антиподов. Другие
случайно сходят на те берега. Однако некоторые (и их очень мало) находят
довольно легким путешествие туда и возвращение назад когда им
заблагорассудится. У натуралиста разума, у собирателя психологических
образцов первоочередная потребность - найти безопасный, легкий и надежный
способ транспортировки самих себя и других людей из Старого Света в Новый,
с континента хорошо знакомых коров и лошадей на континент утконосов и
кенгуру,
Существует два таких способа. Ни один из них не совершенен. Но оба
они достаточно надежны, достаточно легки и достаточно безопасны, чтобы
оправдать их использование теми, кто знает, что делает. В первом случае
душа переносится в отведенный пункт назначения с помощью химических
препаратов - либо мескалина, либо лизергиновой оцелоты. Во втором случае
транспортное средство является психологическим по своей природе, и
перемещение к антиподам разума осуществляется благодаря гипнозу. Оба
транспортных средства доставляют сознание в одну и ту же область, но у
наркотиков более широкие пределы досягаемости, и они завозят своих
пассажиров в более отдаленные районы terra incognita.
Как и почему гипноз производит наблюдаемый эффект? Мы не знаем.
Однако для наших теперешних целей нам и не нужно этого знать. В данном
контексте необходимо лишь отметить тот факт, что некоторые
загипнотизированные субъекты в состоянии транса переносятся в страну
антиподов разума, где они и обнаруживают эквиваленты сумчатых животных -
странных психологических тварей, ведущих автономное существование в
соответствии с законом своего собственного бытия.
О психологическом воздействии мескалина мы знаем очень мало. Вероятно
(поскольку мы еще в этом не уверены), он вредит ферментной системе,
регулирующей работу головного мозга. При этом он понижает эффективность
мозга в качестве инструмента, сосредотачивающего разум на проблемах жизни
на поверхности нашей планеты, Данное понижение того, что можно назвать
биологической эффективностью мозга, видимо, позволяет войти в сознание