Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!



Добавить в избранное

Книга о Рунах



Антон Платов



Предисловие автора
Итак, перед вами Книга о Рунах. Загадочный, исполненный тайны и магии алфавит древних германцев -
руны - неизбежно приковывает к себе внимание человека, интересующегося древней историей Европы или
серьезно занимающегося древними искусствами. В свое время волшебство рун покорило и автора этой
книги и больше не покидало его. Долгие годы были посвящены изучению истории и магии рун, результатом
чего и стала эта книга.
За рунами - всего лишь за тремя десятками знаков - стоит целый мир, мир мифов, магии и истории.
Малейшее углубление в этот мир приводит к интереснейшим наблюдениям и удивительным открытиям.
Древние тексты раскрываются, подобно цветку лотоса, и являют свой сокровенный смысл, древние мифы
предстают перед нами в подлинной своей красоте, и даже история народов, в том числе и славянских,
выглядит после знакомства с рунами, хоть и немного, но иначе. И только Одину, богу письма и мудрости,
известно, какие еще открытия и знания лежат пока за пределами нашего восприятия.
В ходе повествования рассматриваются некоторые вопросы теологии языческих учений и истории
скандинавских и славянских народов.
В качестве иллюстративного материала используются тексты раннесредневековых рунических надписей,
нанесенных на ритуальные и магические камни, оружие и ювелирные изделия.

Происхождение и история рун.
Истоки рунического Искусства - как и зарождение самих рунических символов - корнями уходят в
древнейшие времена. Принято считать сегодня, что формирование первого германского рунического строя -
Футарка - датируется первыми веками н.э. Действительно, это время можно считать временем, когда
руническое Искусство оформилось в том виде, в котором существовало потом в Северной Европе - хотя и не
без изменений - до позднего Средневековья. Однако истоки Искусства - значительно древнее.
Несомненно, что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные из кости и дерева,
имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и
датируются XVII-XVI тысячелетиями до Р.Х. Примерами таких памятников могут послужить руноподобные
символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Межиричской стоянке на Украине,
знаки, высеченные на европейских скалах, или “солнечные колеса”, вырезанные из кости и обнаруженные
на Сунгирской стоянке неподалеку от Владимира.
Уже среди столь древней графики мы можем обнаружить символы, которые стали пра-формами будущих
распространенных магических знаков: свастики, креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и т.д.
Вероятно, постепенно эти символы, получаемые в откровениях или иными путями, собирались и
накапливались, подвергались классификации и изменениям. Примерно к VI-V тысячелетиям до Р.Х.
относится невиданный доселе подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощным
развитием ремесел и искусств, в том числе - и искусств волшебных. От того времени до нас дошли глиняные
фигурки божеств, великолепная керамика, остатки святилищ, храмов и поселений. Керамика этой культуры,
обнаруженная на территории современных Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, богата
магическими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками
развития как рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов.
Еще позднее, в III-I тысячелетиях до Р.Х., сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу
превращаться в священные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных
символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для
письма. Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позднее - греческий и латинский.
Аналогичное происхождение имеет и руническое письмо, восходящее к алфавитам североиталийской
группы - т.е. к алфавитам северных этрусков и италийских венетов.
С праобразом рун - североиталийским письмом - народы Центральной и, возможно, Северной Европы
познакомились не позднее второй половины I тысячелетия до Р.Х. В 1812 году, во время раскопок близ
Негау (Австро-Венгрия) было обнаружено более двух десятков бронзовых шлемов, датированных IV веком
до Р.Х. Эти находки определяют переходный этап развития Искусства, которому посвящена настоящая
книга - этап трансформации италийских символов в северные руны. Дело в том, что надпись на одном из
шлемов, выполненная алфавитом, переходным от италийского к руническому, по языку явно принадлежит
предкам будущих скандинавов. Надпись транслитерируется как Harigast i Teiva; оба слова, соединенные
предлогом (союзом?) i, являются именами собственными, причем последнее - Teiva - чаще всего трактуется
как вариант имени общегерманского бога войны и неба Тива (Тюра).
Вероятно, к середине II века от Р.Х. был сформирован классический общегерманский рунический строй -
Футарк. Первоначально он появился в Дании, примерно к III в. от Р.Х. относится его распространение в
остальной Скандинавии, к IV - V векам - на континенте.
Предостерегу от возможной ошибки: Футарк - не алфавит в обычном понимании этого слова, а именно
рунический строй или ряд, т.е. жестко закрепленный перечень рун, с их фонетическими и магическими
значениями и именами. Футарк содержит 24 знака, разбитых на три группы - атта (att); каждый атт состоит
из восьми рун1. По фонетическим соответствиям рун первого атта - f, u, th, a, r, k,... - этот строй и получил
свое название - Futhark.
* * *
До наших дней сохранилось около двухсот надписей, выполненных рунами Футарка или, как иначе говорят,
Старшими рунами. Большинство из них - это надписи на камнях, оружии и ювелирных изделиях.
Иногда надпись на руническом камне представляет собой всего лишь несколько знаков, иногда она может
быть именем человека или магическим словом. Встречаются и камни, содержащие целые “сочинения”.
Такова, например, Эггьюмская надпись (см. рис.), перевод которой, хотя и возможен лишь отчасти,
чрезвычайно интересен:
Камень не был (освещен) солнцем,
и нож не коснулся его;
(злые) волшебники не должны обнажить (камень),
ни обманутые,
ни ослепленные колдовством.

Тот сотворил навье море 2
и смазал им уключины
утомленной от просверливания ладьи.

Кто пришел сюда, в страну коней...
Рыба плывущая...
Птица поющая...
Он погиб коварной смертью.

Впрочем, надписей, столь загадочных, как Эггьюмская, - единицы. В большинстве своем рунические
надписи на камнях имеют мало общего с магией. Такова, например, старшеруническая надпись на "камне
Водурида", ставшая классическим примером. Надпись гласит:
Вив резал этот камень для Водурида.
Три дочери поделили наследство,
как самая близкая его родня
среди оставшихся в живых.
А я, Вив, резал руны
для моего лорда - Водурида.
Многие камни, помимо надписи, несут еще и рельефные, иногда окрашенные 3, изображения,
представляющие, как правило, богов и героев. Так, на памятном камне с острова Готланд (VIII в. от Р.Х.)
изображены Один, въезжающий на прекрасном восьминогом коне - Слейпнире - в свои владения,

Тэги: Руны