Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!



Добавить в избранное

Из "Магического Архидокса" - книги I и II



Теофраст фон Хоенхайм Парацельс



Книга I
ТАЙНЫ АЛХИМИИ
ОТКРЫТЫЕ В ПРИРОДЕ ПЛАНЕТ
ПРОЛОГ
Прежде всего, воззвав к Имени Господа Иисуса Христа - Спасителя нашего
- мы предпримем попытку выполнить эту работу, где станем учить не
только как обратить любой худший металл в лучший - железо в медь,
медь в серебро, а серебро в золото и т.д., но также излечивать все
немощи, лечение коих предвзятым и самонадеянным врачам кажется невозможным, и даже более
того, помогать смертным сохранять здоровье до глубокой и совершенной старости. Это Искусство
было начертано нашим Господом Богом Творцом Всевышним, от начала творения, словно в книге,
в телах металлов. И по ним мы должны усердно учиться этому Искусству. Следовательно, когда
любой человек желает прилежно и совершенно освоить это Искусство от его истинной основы,
будет необходимо, чтобы он учился ему от Мастера, то есть от Бога, который сотворил все вещи и
единственный знает, какую природу и свойство он вложил в каждое создание. Посему Он может
научить каждого бесспорно и в совершенстве, и от Него мы можем научиться, ибо Он сказал: "От
Меня вы узнаете все вещи". Ведь нельзя найти ни на Небе, ни на Земле таких тайн, чьи свойства
Он, сотворивший все, не постигает, не знает и не видит наиболее точно. Мы, следовательно,
примем Его как нашего Наставника, Руководителя и Ведущего в этом самом истинном Искусстве.
Поэтому Ему одному будем мы подражать, и через Него будем учиться и обретем знание того, что
Он сам перстом своим выгравировал в телах металлов. И так получится, что Всевышний Господь
Бог благословит все творения для нас и освятит все наши пути, дабы в труде том мы могли
привести Начало наше к желаемому Завершению, и в результате произвести чрезвычайную Радость
и Любовь в сердцах наших.
Но если кто-либо последует единственно своему разумению, он введет в великий грех не только
себя, но и всех остальных, принявших это мнение, и приведет их к ущербу. Ибо конечно же,
человек рожден в невежестве, так что он не может ничего знать или понять сам, помимо того, что
получает от Бога и постигает от Природы. Тот, кто ничего не узнает от них, подобен языческим
учителям и философам, следующим тонкостям и искусствам личных изобретений и мнений -
таких, как Аристотель, Гиппократ, Авиценна, Гален и пр., основывавших свои искусства лишь на
собственных мнениях. И если когда-либо они чему-то и научились у Природы, то погубили это
своими фантазиями, грезами или выдумками, прежде чем постигли что-либо окончательно; так
что ни у них, ни у их последователей невозможно найти ничего совершенного.
Все это заставило и побудило нас написать особую книгу по алхимии, основанную не на
человеческом, но на самой Природе и на тех достоинствах и силах, которые Бог своим перстом
запечатлел в металлах. Меркурия Трисмегиста, подражавшего этому запечатлению, не без заслуги
называют отцом всех мудрецов и всех, кто следует Искусству этому с любовью и искренним
желанием. И человек этот показывает и учит, что только Бог - единственный автор, причина и
источник всех творений в этом Искусстве. Но он не приписывает творениям или видимым вещам
силу и добродетель Бога, подобно помянутым язычникам. Теперь же, видя, что всему Искусству
необходимо учиться у Троицы, то есть у Бога Отца, Бога Сына - Спасителя нашего, иисуса Христа -
и у Бога Духа Святого, трёх различных ипостасей единого Бога. Посему, мы разделим наш труд об
алхимии на три части, или трактата: в первой части мы установим то, что содержит в себе Искусство
и что является свойством и природой каждого металла. Во второй - каким образом человек может
воздействовать и выявлять подобные силы и крепость металлов. В третьей - какие тинктуры
приготовляются из Солнца и Луны.
Часть первая
Глава 1
О ПРОСТОМ ОГНЕ
Во-первых, мы попытаемся установить, что содержит в себе это
Искусство, каков его предмет и каковы его свойства.
Главный и основной предмет, принадлежащий этому Искусству, есть огонь, который всегда живет в
одном и том же качестве и действии и не может получить жизнь от чего-либо иного. По этой
причине ему свойственны возможность и сила оживлять, как и всем огням сокрытым в тайных
вещах, подобно Солнцу, назначенному Богом согревать все вещи в мире, как сокрытые, так и
видимые, проявленные, такие как сферы Марса, Сатурна, Венеры, Юпитера, Меркурия и Луны, не
способные дать света иного, помимо заимствованного у Солнца, ибо сами они мертвы. Тем не менее,
когда их зажигают, они приходят в движение и действуют в соответствии со свойствами своими. Но
само Солнце получает свой свет ни от кого другого, кроме Бога, который управляет им, горит и
сияет в нем. Иначе и быть не может в Искусстве сем.
Огонь, накаляющий печь и сосуды, сравним с Солнцем в огромном мире; ибо как ничто не
появится в мире без Солнца, подобным же образом в этом Искусстве ничего нельзя создать без
простого огня; ни одно действие невыполнимо без него. Он - величайшая тайна, заключающая
в себе все вещи, понимаемые в этом Искусстве. По другому огонь нельзя постичь, ибо он
пребывает сам по себе, и нет ничего, чего бы ему не доставало, но другие вещи хотят его,
наслаждаются им и имеют жизнь от него. Потому мы должны были объявить это прежде всего.
Глава 2
МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ОГНЯ, ОТ КОЕЙ ПОЯВЛЯЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ
Мы написали сначала о простом огне, живущем и питающемся от себя самого. Теперь же мы станем
говорить о многообразном духе или огне, который есть причина разнообразия и различия созданий,
так что нельзя найти одно в точности похожее на другое и одинаковое во всех частях.
Это можно видеть на примере металлов, из коих нет ни единого, который бы имел точный аналог.
Солнце производит свое золото, Луна производит металл весьма отличный, а именно серебро, Марс
- другой, то есть железо, Юпитер производит иной вид металла, а именно олово, Венера - медь, а
Сатурн - свинец; так что все они разные, и каждый отдельно взятый отличается от других. То же
самое кажется справедливым и среди людей, как и всех прочих созданий. Причина тому -
множественность огня. Подобно тому, как некоторое количество тепла образует, искажаясь, одно
следствие, движение моря - другое, пепел - третье, песок - четвертое, пламя огня - пятое, уголь -
шестое и т.д.
Это разнообразие творений не происходит от первого простого огня, но из множества
разнообразных элементов; не от Солнца, а от хода семи планет. И в этом причина того, что мир не
содержит ничего одинакового в своих индивидуальных особенностях, ибо подобно теплу,
преобразующемуся и изменчивому каждый час и каждую минуту, изменяются и все прочие вещи,
ибо трансмутация огня проходит в элементах, в чьих телах она запечатлена этим огнем. Там, где
элементы менее всего сгущены, проявляется Солнце; где немного более - Луна; где элементы еще
более плотны - Венера; и таким образом в соответствии с разнообразием соединений, производятся
всевозможные металлы; так что ни один металл не появляется на руднике другого.
Таким образом, необходимо знать, что разнообразие металлов происходит от смешения элементов,
ибо субстраты их столь же разнообразны и не проявляют сходства, которым бы они обладали если б
происходили от простого огня. Из этого можно легко понять, почему существует так много металлов
и в таких разнообразных формах, и по какой причине один металл не похож на другой.
Глава 3
О ДУХЕ, ИЛИ ТИНКТУРЕ СОЛНЦА
Теперь мы подходим к духам планет или металлов. Дух или тинктура
Солнца берет начало из чистого, тонкого и совершенного огня. Это означает, что он намного
превосходит все другие субстраты и тинктуры металлов, ибо остается постоянно утвержденным в