Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

если они сулили им выгоду. Магия стала вырождаться в колдовство и
сатанизм, а занимавшиеся этим считались пособниками Дьявола, слугами
сил тьмы и мастерами «черного искусства». Элементы египетской «черной»
и «белой» магии можно проследить в магических системах многих стран
мира. Невозможно сказать точно, сколько верований и религиозных систем
других народов испытали на себе их влияние, но несомненно одно:
религиозные идеи многих языческих культов и христианских сект берут
свое начало в Египте. В подтверждение можно было бы привести немало
интересных фактов, но небольшой объем книги не позволяет нам сделать
этого.
Принимая во внимание истинную духовность большей части египетских
религиозных воззрений и их древность, трудно понять, почему египтяне
даже в период наивысшего культурного расцвета страны бережно
сохраняли в своих текстах и церемониях многие элементы грубых и
наивных суеверий, пришедших к ним от их додинастических или
доисторических предков. Но факт остается фактом: они свято верили в
Единого Бога, Всемогущего, вечного и невидимого, Творца небес, земли и
всего сущего. Они верили в воскресение преображенного и восставшего в
славе тела к вечной жизни вместе с духами и душами праведников в царстве
Того, кто был рожден от бога, но жил на земле, претерпел там ужасную
смерть от рук врагов, воскрес из мертвых и стал богом и царем загробного
мира. Но, искренне веря во все это, египтяне так и не смогли отказаться от
амулетов, талисманов, магических имен и «слов власти». Создается
впечатление, что, веря в смерть и воскресение Осириса, они продолжали
верить и в возможность спасения души и тела живых и мертвых с помощью
амулета. Как ни странно, они не видели ничего страшного в таком
смешении магии и религии. Взгляды египтян на этот предмет хорошо
иллюстрируются следующим примером. В Фивах существовало множество
Коллегий жрецов — служителей Ра, бога Солнца, чьей обязанностью было
изготовление копий религиозных книг и совершение традиционных
богослужений в положенное время. Эти жрецы составляли списки «Книги
Мертвых» для гробниц царей, цариц, членов царского рода и придворных,
провозглашая без тени сомнения силу и могущество Великого Бога (чьим
видимым воплощением для людей является Солнце) и его власть над небом
и землей, и, по-видимому, верили в то, что говорили, то есть в то, что этот
Бог обладает достаточной силой, чтобы защитить свое небесное
воплощение. Но в то же время фиванские жрецы делали копии текстов,
которые должны были читаться в определенные часы дня и ночи и
содержали описания магических церемоний для предотвращения победы
мифического чудовища Апепа над богом Солнца. Со всей серьезностью они
заявляли, что если сжечь на огне из определенных трав кусок папируса, на
котором изображено это чудовище, и его восковую фигурку и произнести
при этом определенные слова, то бог Солнца избавится от Апепа, и ни
дождь, ни тучи, ни туман не смогут помешать его свету озарить землю.
Более того, в соответствующей рубрике
----------------------------
Рубрика — здесь: род подзаголовка каждой из Глав «Книги Мертвых», в
котором кратко излагаются цель написания, предназначение Главы, ее
краткое содержание, основная символика, делаются иные указания. —
Прим. ред.
совершение этой церемонии называется деянием, достойным награды!
28 августа 1899 г. Лондон
Бадж Э. А. Уоллис
Глава I
О ДРЕВНОСТИ МАГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ЕГИПТЕ
В первой книге этой серии была сделана попытка изложить идеи и
верования древних египтян относительно Бога, «богов», Суда, Воскресения
и Бессмертия, то есть остановиться кратко на всем прекрасном,
благородном и возвышенном, что есть в их религии. Приведенные в ней
сведения почерпнуты исключительно из подлинных религиозных текстов,
возраст которых насчитывает от тысячи до шести-семи тысяч лет. Цитаты,
подкрепляющие сделанные выводы, предоставляют читателю возможность
самому судить об их правильности. Многие авторы, писавшие о египетской
религии, почему-то не замечали того, что она имеет два аспекта. С одной
стороны, религия эта во многих отношениях схожа с современным
христианством, с другой — близка к мировоззрению различных сект первых
трех-четырех веков нашей эры, верования которых были частично
христианскими, частично нехристианскими. В своем нехристианском
аспекте египетская религия представляет собой совокупность воззрений и
суеверий, восходящих к дикой или полудикой стадии развития
человечества, но оказывавших значительное влияние на умы египтян даже
после того, как их цивилизация достигла высокого уровня развития. Какими
бы наивными и глупыми ни казались нам эти воззрения, исповедовавшие их
египтяне, несомненно, верили в их истинность, так что идеи эти влились в
их религию, укоренились и расцвели в ней и в конце концов были приняты
даже египетскими христианами-коптами. К этим идеям обращались в своих
произведениях лучшие древнеегипетские авторы, и весьма вероятно, что из
их текстов они пришли в литературу других великих народов древности, а
через греков, римлян, арабов — и в страны Европы. В этой книге мы
попытаемся дать читателю представление о магической стороне египетской
религии, изложение которой было неуместным в предыдущей работе, ибо в
ней речь шла о верованиях более высокого рода. Здесь, как и в книге,
посвященной представлениям египтян о загробной жизни, мы будем
пользоваться сведениями из папирусов и других подлинных источников, а
также фрагментами текстов, некогда использовавшихся египтянами при
совершении магических обрядов.
«Магия» у египтян существовала в двух разновидностях: с одной стороны,
ею пользовались на законных основаниях во благо живых и мертвых, с
другой — она являлась орудием тайных заговоров и призвана была
наносить вред тем, против кого применялась. Как видно из религиозных
текстов, магия по существу превратилась в служанку религии; в ряде
фрагментов она соседствует с самыми высокодуховными концепциями. Нет
сомнения в том, что основным предназначением магических книг и
церемоний было приносить пользу тем, кто приобрел достаточно знаний. К
несчастью, чужестранцы, посещавшие Египет, не поняли его обычаев, в
результате чего среди соседних народов было распространено неверное
толкование религии египтян и преувеличенное мнение об их возможностях.
Магические церемонии, совершаемые при погребениях, представлялись
несведущим либо глупыми суевериями, либо приемами «черной» магии.
Если магия любого народа Древнего Востока была направлена против сил