Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!



Добавить в избранное

ШАРЛЬ ФОССЕ



АССИРИЙСКАЯ МАГИЯ



I

Книга, которую вы держите сейчас в руках, является одним из лучших в мировой
науке описаний вавилоно-ассирийской магии — предмета сложного и до сих пор изученного
крайне недостаточно. На Западе выходили и выходят сотни статей по различным аспектам
магических текстов, пишутся диссертации по сериям заговоров, талисманам и
иконографическим аспектам магии, но обобщающего исследования всей проблемы в
концептуальном плане нет до сих пор. В России никогда не выходили книги по вавилоно-
ассирийской магии, а те несколько статей, в которых изучались тексты заклинаний «Шурпу»,
посвящены проблемам этики в социальной истории древней Месопотамии. За всю историю
науки ассириологии можно назвать около десятка добротных популярных очерков магии,
выходивших преимущественно во Франции и Англии. В результате получается печальная
картина: ученые не спешат осмыслять и обобщать изданные материалы, а популярные
очерки пишутся людьми, весьма далекими от науки. Мы часто покупаем и читаем книги, в
которых упоминаются крылатые ассирийские демоны, загадочные чудища-шеду,
цитируются отрывки из заговоров, — но все это вперемешку с египетскими сфинксами,
пирамидами майя, печатями Хараппы, так что в этой лихорадке фактов не складывается
никакого представления о том, чем, к примеру, сфинксы отличаются от шеду. Напротив,
после чтения множества таких книг и книжек возникает ощущение чего-то неприятного,
низко-оккультного, глупого и примитивного, и все народы мира со своими колдунами и
демонами кажутся на одно лицо.
Книга, предлагаемая вашему вниманию, отличается от этого безликого сонма
полунаучных-полуоккультных изданий сочетанием лучших черт научности в подходе и
художественности в изложении. Она написана строго и логично, все ее концепции
фактически и методологически обоснованы, в каждой ее главе цитируются тексты,
переведенные самим автором с аккадского и шумерского языков, а в конце глав дается
обширнейшая для своего времени библиография. Однако читается она легко и с интересом, а
выводы, сделанные автором, могут быть проверены читателем на обширном материале
Приложения, в котором приведены наиболее частотные для вавилоно-ассирийской культуры
заговорные формулы.
Когда издательство «Евразия» предложило мне отредактировать книгу по
ассириологии, вышедшую в 1902 году, да еще по такому предмету, как магия, я, признаться,
не был уверен в своем положительном ответе. В нашей науке устаревают даже монографии,
вышедшие пятнадцать-двадцать лет назад: меняется чтение клинописных знаков,
уточняются исторические факты, неизбежно обновляется библиография — и прежней
трудоемкой работы как будто не существовало. Конечно, все ученые упоминают в своих
новых работах классические, хотя и устаревшие труды предшественников. Упоминают, но
редко цитируют, предпочитая новейшие исследования и издания. Что же должно остаться от
работы, вышедшей почти столетие назад, в эпоху первых детских шагов ассириологии, когда
не было ни больших словарей, ни грамматик? Вероятно, две-три удачные гипотезы, не более.
И каково же было мое удивление, когда после прочтения старой книги малоизвестного
французского ассириолога стало ясно, что концептуально книга ничуть не устарела, что в
правке нуждается только транслитерация клинописных знаков, но никак не идейная сторона
и не метод, и что более ясного, сжатого и точного изложения аспектов вавилонской магии не
было во все последующие годы!


Когда книга так хороша, прежде всего хочется узнать побольше о ее авторе. Вот тут-
то меня поджидало большое разочарование: ни в одной из национальных энциклопедий
Франции, Англии, Германии не удалось найти ни строчки об этом человеке, и даже
правильное произношение его фамилии до последнего времени было для меня загадкой. С.
Fossey — так написано на титульном листе единственного парижского издания книги. Клод
Фоссей? Клэр Фосси? Неясно, и где искать правильный ответ — не знаешь. Выручил третий
том немецкого справочника Reallexikon der Assyriologie, в котором удалось найти короткую
справку. Оказывается, автора нашей книги звали Шарль Фоссе (1869-1946), родился он в
городке Камбре, а умер в Монте-Карло. Фоссе был учеником великого Юлиуса Опперта,
одного из первых дешифровщиков клинописи и основателя шумерологии (именно он и
назвал неизвестный несемитский народ Южного Двуречья шумерами). Карьера Фоссе была
нелегкой, потому что по окончании кафедры Ю. Опперта места в родной стране он не
получил. Сперва он работал преподавателем аккадского языка и клинописи в Афинах, потом
был приглашен в Каирский университет, через некоторое время вернулся во Францию, где
получил должность преподавателя клинописи в парижской Ecole des Hautes Etudes. Только
после смерти своего учителя в 1906 г. Ш. Фоссе назначается сперва профессором, а затем и
заведующим отделением в этом высшем учебном заведении и занимает этот пост в течение
40 лет. Научная жизнь профессора Фоссе была интересной и разнообразной. Во время
раскопок в Эль-Хадре Фоссе обнаружил копию одной из надписей ассирийского царя
Синаххериба (т. н. «надпись из Бавиана» ), что и сделало его имя известным в научных
кругах. Он также принимал участие в персидской археологической экспедиции, где тоже
нашел немало выдающегося. Фоссе писал словари, справочники, научно-популярные книги,
издавал ассирийские и вавилонские тексты... Но после его смерти вышли два коротких
некролога, после чего имя замечательного ученого и профессора Шарля Фоссе стало
порастать травой забвенияа. (а Основные публикации профессора Ш. Фоссе: La Magie assyrienne (These) (Biblioth. de l Eс. des
Hautes Et. Sect, des Sc. relig. Vol. XV), Paris, 1902; Manuel d'Assyriologie HI, Paris, 1904-1926; Textes assyriens et babylon. relatifs a divination,
Paris, 1905; Contribution au Dictionnaire Sumericn-Assyrien, Paris, 1905-1907; Presages tires des naissances (Babyloniaca V), Paris, 1912 bis 1914;
Deux principes de la divination Assyro-Babylonicnne, d'apres le Traite SUMMA IZBU (Ec. prat, des Hautes Etudes. Sect, des Sc. relig., Annuaire
1921-1922). Notices sur les caractercs etrangers anciens et modernes — par un groupe de savants, reunies par Ch. Fossey, Paris, 1927. Некрологи: R.
Labat, Charles Fossey, RA XL, 3-4, 1945-1946; J. Nougayrol Charles Fossey (Ec. prat, des Hautes Etudes, Sect, des Sc. reli-gieuses, Annuaire 1947-
1948). За многие сведения о научной деятельности Фоссе благодарю профессора Венского университета Гебхарда Зельца (который, кстати,
весьма сожалеет об отсутствии в библиотеке его университета книги Фоссе по ассирийской магии).
Немногие из моих европейских и американских коллег знают в наши дни это имя, а
книги Фоссе можно достать далеко не в каждой европейской библиотеке. Судя по
отсутствию статьи в энциклопедии Larousse, Франция тоже забыла своего замечательного
сына. Но когда исчезает память об имени, имя воскрешают дела. Книга Фоссе хороша не
потому, что он был профессор и заведующий отделением. Напротив, мы вспомнили о нем и
о его должностях только потому, что его книга удивительно точна, глубока и современна по
методу и стилю. И передавая эту книгу читателю спустя столетие, мы тем самым совершаем
акт воскрешения ее автора. А может, вовсе даже и не совершаем воскрешение, а
подтверждаем его, потому что автор сам себя воскресил совершенством своего труда, а нам
осталось лишь констатировать этот факт и разбудить месье Фоссе в новом столетии словами
слуги Сен-Симона: «Вставайте, сир, Вас ждут великие дела!»

II

С выхода книги Шарля Фоссе прошло почти столетие, и поэтому следует сделать
краткий экскурс в те достижения ассириологии XX века, которые касались изучения
вавилоно-ассирийской магии. Достижения эти сразу следует разделить на
источниковедческие и концептуальные. Но прежде чем давать характеристику каждой из
этих групп, следует, вероятно, определить сам предмет в его нынешних границах.