Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

Альберт Великий




МАЛЫЙ АЛХИМИЧЕСКИЙ СВОД



Преуведомление
"Вся мудрость исходит от Господа нашего и всегда с ним и присно и ныне, и
во веки веков". И да возлюбит каждый эту божественную мудрость, взыскует ее
и вымолит мудрость и разумение у Того, "кто дарует разумение и мудрость,
изобильно и без препон", - каждому, не укоряя, не попрекая. Он есть
высочайшая высота и глубочайшая глубина всякого знания. Он есть
сокровищница всякого знания, Он есть сокровищница всей мудрости. Вот почему
"все сущее - от Него, через Него и в Нем"; без Него ничто не может быть
сделано, без Него ничто не может быть совершено. Честь и слава Ему во веки
веков. Аминь.
Итак, приступая к сему рассуждению, я, уповая на помощь и благоволение
Того, Кто первопричина и Кто исток всякого блага и любви, прошу Его
сподобить скудные мои знания частице божественного Духа, дабы я оказался в
силах высвободить свет, открытый во мраке, и повести тех, кто погружен во
грех, по тропе истины. Да поможет мне в замысленном предприятии моем Тот,
Кто вечно пребывает в высочайшей высоте высот. Аминь.
Несмотря на все мои многотрудные странствия по многочисленным землям и
провинциям, городам и замкам, странствия, вдохновленные моим интересом к
науке, зовущейся алхимией, несмотря также и на то, что я вдумчиво
собеседовал с учеными людьми и мудрецами, хранителями алхимической
премудрости, употребляющими ее, чтобы исследовать свой предмет сполна;
несмотря даже на то, что поглощал их писания одно за другим, бессменно
склоняясь снова и снова над трудами мудрецов, я не нашел в них сути того,
что сии мудрецы провозглашали в своих сочинениях. Я изучал алхимические
книги двояко, стараясь уразуметь в них и то, что говорит в пользу мужей, их
написавших, и то, что говорит против них, но установил, что эти книги
никчемны, бессмысленны и бесполезны.
Вдобавок я обнаружил еще, что многие ученые: богачи, аббаты, епископы,
каноники, знатоки натуральной философии - будто вовсе были они
неграмотными, потерпели крах, затратив бездну бесплодных усилий и вконец
разорившись. И все только потому, что, увлеченные своим искусством, они
оказались неспособными вовремя остановиться или свернуть с начатого пути.
Однако меня не оставляла надежда. Я продолжал безостановочно трудиться. Я
продолжал тратить имеющиеся у меня средства и, путешествуя по городам,
монастырям и замкам, продолжал наблюдать. Но наблюдал, размышляя, ибо, как
говорит Авиценна, "возможно ли это? Но если этого не может быть, то каким
образом этого не может быть?". Я настойчиво изучал алхимические сочинения и
размышления над ними, пока наконец не нашел того, чего искал, но не
посредством моих собственных скудных знаний, а посредством божественного
Духа. Но как только я стал отличать и понимать то, что лежит за пределами
природы, я начал более пристально и с большим тщанием следить за
процедурами вываривания и возгонки, растворения и перегонки, размягчения,
обжига и сгущения в алхимических и иных работах. Я делал это до той поры,
пока не убедился, что превращение в Солнце и Луну возможно, причем
алхимическое Солнце и алхимическая Луна в испытаниях и обработке
оказываются лучше природного и природного .
Вот почему я, ничтожнейший из философов, вознамерился ясно изложить
истинное искусство, свободное от ошибок, для моих единомышленников и
друзей; но таким, однако, образом, чтобы они увидели и услышали то, что для
них самих сокрыто и остается невидимым, неслышимым и неумопостигаемым. Вот
почему я прошу тебя и заклинаю тебя именем Творца всего сущего утаить эту
книгу от невежд и глупцов. Тебе я открою тайну, но от прочих утаю эту тайну
тайн, ибо наше благородное искусство может стать предметом и источником
зависти. Глупцы глядят заискивающе и вместе с тем надменно на наше Великое
Деяние, потому что им самим оно недоступно. Поэтому они и полагают наше
Великое Деяние отвратительным, но верят, что оно возможно. Снедаемые
завистью к делателям сего, они считают тружеников нашего искусства
фальшивомонетчиками. Никому не открывай секретов твоей работы! Остерегайся
посторонних! Дважды говорю тебе: будь осмотрительным, будь упорным в трудах
твоих и при неудачах не расхолаживайся в рвении своем, помня о великой
пользе, к коей ведет твой труд.
1. О многоразличных ошибках
А сейчас в этом малом своде я поведаю тебе коротко и просто о том, как тебе
следовало бы поступить, зачиная столь великое искусство. Но прежде я укажу
тебе на всевозможные уклонения, ошибки и камни преткновения, встающие на
пути подвижников этого искусства. Об эти препятствия многие - даже почти
все - спотыкаются.
Я видел немало таких, кои с большим тщанием совершали процедуру возгонки,
проходящую обычно наверняка, но не доводили до конца, спотыкаясь на
непонимании изначальных принципов.
Я видел и иных. хорошо начинавших, но склонных к выпивке и прочим
глупостям. И они не доводили дело до конца. Я видел, например, и таких, кои
хорошо умели вываривать, перегонять и возгонять. Но путь был длинным, и
терпения им не хватало. Поэтому-то и они оставляли дело незавершенным.
Мне попадались и такие люди. которые вполне владели истинным искусством и
которые умело и терпеливо совершали разные операции, но теряли летучие
начала при возгонке, потому что сосуды их были дырявыми. Усомнившись, они
не шли дальше.
Среди встреченных мною были и такие, что желали добраться до цели нашего
искусства, но в нетерпении дождаться окончания дела слишком быстры были в
совершении возгонок, перегонок и растворений. В результате летучие начала
оказывались разложившимися, оскверненными (rubiginatos), а водные растворы
и дистиллаты - взболтанными и взмученными. Так вот и рушилась вера сих
нетерпеливых в истинность нашего искусства.
Бывали и такие, которые терпеливо продвигались вперед, но по пути их ждала
неудача, потому что им не хватало приличествующей их занятию выдержки и
твердости. Ибо, как сказал поэт:
Коль смертные страхи мерещутся вам в благородном труде,
То и знания сущностей многих вещей не помогут, -
Вас ждет пустота в результате.
Наше искусство не для бедняков, ибо у каждого взявшегося за дело должно
быть достаточно денег по меньшей мере года на два. Так, если кому-то
случится ошибиться и потом начать все заново и продолжить начатое вновь,
этот кто-то не должен впасть в нищету. Между тем как раз противоположному я
бывал свидетелем не единожды.