Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

испытывал в том потребность, присоединиться ко мне и вытянуть из котла по
одной руне. Отталкиваясь от этой руны, я говорила каждому из них все, что мне
взбредало на ум; когда в этом была необходимость, я говорила по-немецки,
хотя мой немецкий не слишком хорош. Сказанное мною производило большое
впечатление и отличалось почти абсолютной точностью. Прежде я производила
подобные опыты только с глазу на глаз; на людях (присутствовало около
пятидесяти человек) я это сделала впервые. Именно способность действовать
таким вот образом в присутствии значительной аудитории и определяет
окончательно, кто вёльва, а кто нет.
О функциях женщин в Нордической Традиции известно очень мало, и можно
легко ошибиться, пытаясь их реконструировать. Германские и исландские
исторические источники сообщают о трех типах "служительниц культа" (за
отсутствием лучшего названия). Самый известный из них - gythja (или gydja),
женский эквивалент gothy (godi) [5], основная функция представительниц
которого - управление храмом.
Ко второму типу относились вёльвы. Вёльва - это нечто совершенно иное,
поскольку она работает вне храма и самостоятельно. В Германии, например,
положение вёльвы было настолько изолированным, что жить она должна была в
деревянной башне и не могла сообщаться с внешним миром иначе как через
особых посредников или собственных слуг.
Исландские вёльвы, напротив, были известны тем, что путешествовали по всей
стране. наконец, были seidkonar, "[постоянно] практикующие сейд". Различие
между вёльвой и seidkonar трудно установить, так как и те, и другие занимались
прорицанием и магией. Можно предположить, что seidkonar практиковали
более мрачный сейд и что их страшились в большей степени, чем вёльв,
которые были более почитаемыми членами социального сообщества, ибо, с его
точки зрения, были колдуньями, действовавшими ему во благо и во исцеление.
Р.Бойер, однако, не делает различия между вёльвой и seidhkonar (просто
женщина, практикующая сейд"): "Что касается seidhkonar или ее мужского
эквивалента, seidhmadhr, трудно найти более характерные сведения о них, чем
те, подробное описание которых содержится в Саге об Эрике Рыжем, хотя
достаточно часто они представляются нам своего рода маргиналами: они имеют
необычный, не обязательно отталкивающий, внешний вид, легко впадают в
меланхолию, могли иметь трудное детство. Тем не менее, напрасным трудом
было бы искать типичный портрет"[6]...
Примечания:
1.Буквально: "магическое заклинание"; множественное число - galdrar
2."Всеотец" - одно из хейти Одина. (Прим. А.Платова.)
3.Cтароскандинавский термин egri, переведенный здесь автором как
"порочный", "извращенный", в обычном употреблении означает мужскую
гомосексуальность; в нордическом мире это слово считалось одним из самых
гнусных оскорблений. Для того, чтобы практиковать сейд, сам Один заставил
считать себя egri. Этому колдовству (сейду), когда им занимаются, сопутствует
такая egri, что считается, будто мужчина не может заниматься им без стыда,
поэтому этот вид магии целиком отошел к gydhjur (жрицам, совершающим
жертвоприношения).
4.Что касается "возвышения", в саге говорится буквально о sejdhjallr,
"приспособлении для сейда", которое, как уточняет Р.Бойер, являло собою
нечто вроде небольших подмостей, на которых и устраивалась
прорицательница.
5.Годи - в Скандинавии - мужчина-жрец. (Прим. А.Платова.) 6.Le Mjnde du
Double: La Magie chez les anciens. Scandinaves. Paris, 1986.

Тэги: Руны