Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

Перевод на французский язык коптского манускрипта Пистис София, выполненный М. Э. Амелино (М. Е. Amelineau), сыграл большую роль в распространении христианского спиритуализма.
Тем не менее, сама значительность этого произведения требует некоторых прояснений, без которых этот труд остается закрытым для понимания, поскольку он является инициатической работой, составленной таким образом, что только посвященные могли понять ее тайный язык.
Амелино в своей весьма мудреной вступительной статье рассматривает Пистис Софию с точки зрения критика и историка. Таким образом, он выполнил свой долг эрудита и добросовестного переводчика. Но груду в целом недостает ключа, позволяющего сориентироваться в описаниях астральных и небесных планов, которые нам дает Валентин. Этот-то самый ключ мы и попытались отыскать и преподнести читателям, но с некоторыми ограничениями.
Эта чудесная книга может быть прочитана четырьмя разными способами, и можно обнаружить четыре смысла для каждой из изложенных в ней идей. Подробный комментарий к Пистис занял бы несколько томов. Поэтому мы свели наши амбиции к прояснению подлинного смысла откровений Валентина. Одна эта работа заняла несколько месяцев. Позднее мы, возможно, рассмотрим эту книгу в другом ключе; но, на сегодняшний момент, мы ограничимся следующим:
1. Кратким анализом Пистис Софии;
2. Изложением строения Плеромы, а также физического и сверхфизического пространства согласно книге;
3. Историей Инволюции и Эволюции человеческой души до и после земной жизни;
4. Прояснением сути христианства и Евангелий с помощью избранных цитат и разъяснений там, где это необходимо;
5. Словарем (указателем) терминов с отсылкой к французскому изданию;
Анализ Пистис Софии
По переводу Амедино (С. IV- VII в его переводе)
Как и во всех известных гностических текстах, - а мы знаем из них как минимум четыре, - изложение чудесного Гнозиса, знание которого ставит его счастливого обладателя в несомненно более выигрышную позицию для обретения вечного блаженства после смерти, вложено в уста Иисуса Христа, воскресшего из мертвых13. Автор Пистис Софии утверждает, что, после своего воскресения, Иисус еще 11 лет обучал этому чудотворному Гно- зису своих учеников, а также следующих за ним женщин. На первой странице книги мы находим Иисуса, сидящего на Масличной горе в окружении всех тех, кто был с ним - двенадцати апостолов, его матери Марии, Марии Магдалины, Марфы и Саломеи (по крайней мере, это - основные действующие лица, которых мы услышим по мере развития действия).
Едва мы успели определить место, где будут разыгрываться некоторые из последующих сцен, как Иисус, сидя немного в отдалении от своих учеников, облачается в ослепительный свез; служащий ему одеждой, и возносится на небо, что сопровождается смятением космических элементов. Ученики изумлены и потрясены видом света, который вознес Иисуса: они возносят мольбы, и Иисус возвращается к ним, чтобы говорить им о таинствах, о которых он может и должен говорить. Он объясняет им вначале, что шел к Отцу своему, что одеяния из света, которые принесены были принесены ему на Масличную гору - те же самые, которые он оставил в одном из эонов, когда нисходил на землю. Здесь он толкует некоторые слова из Евангелия, а также события, приуготовившие его пришествие, такие как явление Илии в лице Иоанна и Благовещение Гавриила Марии, а также избрание апостолов путем вселения в их тела душ высшего порядка в момент зачатия. Затем внезапно, без перехода (и тут надо отметить, что нет ни малейшего намека на лакуну в тексте), он повествует о своем восхождении к высшим таинствам эонов. В этих разных таинствах разных эонов стражники и все обитатели эона, который он пересекал, расступались перед ним, пораженные, удивленные, ошеломленные, покоренные магическими словами, начертанными на одеянии Иисуса. Но сам Иисус - и здесь также мы отмечаем нарушение связности повествования без следов какого-либо пробела - не просто пересекает некоторые эоны, но и воздает кару некоторым их обитателям. Архонты, при его приближении, хотели сразить свет, в который он был облачен, но были наказаны за это. Они лишились трети того света, что пребывал в них самих, а их сферы поменяли направление враще-
ния: теперь они вращались влево вместо того, чтобы крутиться вправо. Это внесло большую путаницу в гороскопы, которые умелые люди составляли на земле, по-прежнему исходя из первоначального движения небесных сфер, в то время как шесть месяцев они вращались в одну сторону, а шесть месяцев - в другую, о чем они, естественно, не догадывались. Однако эти изменения не отразились на точности их подсчетов, поскольку в течение половины года направление движения соответствовало изначальному.
Далее, и не очень последовательно, Иисус в ответ на вопрос Марии Магдалины объясняет, каким образом души могут дожидаться в каждом зоне того, чтобы количество совершенных душ было восполнено, и как затем эти души были созданы и разделили судьбу сфер, вращение которых было необратимо изменено. Здесь Иисус вновь возвращается к пространным объяснениям первой гемы, которую он затронул. Так, впервые упоминается «Пистис София», эон, злоключения и спасение которого и будут излагаться на всем протяжении книги.
Эта самая «Пистис София» была одной из двадцати четырех высших эманаций. Однажды, взглянув наверх, она увидела свет «небес великой сокровищницы Света». Она захотела достичь его и прекратила заниматься таинствами того места, где обитала: она воспела гимн свету, который она увидела. Но вместо того, чтобы удовлетворить ее желание, существа, обитавшие в том же зоне, что и она, воспылали к ней завистью и ненавистью: они стали преследовать ее, она бежала из своего зона и провалилась в сумрачный хаос, где подверглась атакам местных архонтов и всех тех, кто там находился. Эти архонты эмалировали скопище нелепых существ, которые должны были похитить у «Пистис Софии» ее светящуюся сущность. Так, она была погружена во все ужасы мрака и должна была противостоять нападениям различных жутких существ, призванных сокрушить ее. Но, однако, насколько тяжелы были эти испытания, настолько же она была полна смелости! Она не перестала верить и, повернувшись к свету, воспела ему покаянный гимн, или покаяние, как это обозначено в самом тексте. Это покаяние, также как и двенадцать последующих, положено на псалмы, относящиеся к различным состояниям, в которых она пребывала, и, для большей наглядности, ученики, мужчины и женщины, даюг объяснения для каждого из них, декламируя псалом, копирующий покаяние. После девятого покаяния мольбы Пистис Софии были удовлетворены; Христос-Спаситель отправился за ней и последовательно извлекал ее из того ужасного места, где она находилась; затем следует ее окончательное спасение. Покаянные молитвы преобразуются в действия благодати. Иисус сопровождает ее до границы тринадцатого зона и там оставляет, советуя снова позвать его, когда придет время и некоторые архонты захотят причинить ей зло. Это время приходит, когда Иисус пребывает в мире людей, на Масличной горе. Иисус приходит к ней на помощь, как он и обещал, и вводит ее в тринадцатый эон. Между тем, после тринадцатого покаянного гимна Пистис Софии, посреди разъяснения первого благодарственного гимна, изложение прерывается внезапно вклинившейся страницей на оборотной стороне листа 114, содержание которого не соответствует ходу повествования. Затем, на лицевой стороне листа 115, под заголовком «Второй том Пистис Софии», появляется продолжение предыдущего объяснения, то есть разъяснение благодарственного гимна Пистис Софии.
После того, как Пистис София снова возвратилась в свой эон, ход повествования изменяется, то есть, с этого момента доселе изредка звучащие вопросы становятся общим правилом. Эти вопросы касаются, прежде всего, строения невидимого мира и затрагивают в своем большинстве загробный мир и его различные проявления для разных категорий душ. Я не буду подробно останавливаться на них здесь; читатель без труда обнаружит их в книге, которую я перевел. Достаточно заметить лишь, что спасение связано со степенью посвящения души: непосвященные грешные души могут быть спасены праведниками; души же грешные и посвященные навсегда потеряны, и ничто уже не может спасти их.
Я должен также заметить, что одной из характерных черт описания загробной жизни в Пистис Софии является тот факт, что праведной жизнью можно загладить грехи предыдущей, неправедной, поскольку и сам Валентин, и его ученики верили в переселение душ.
Здесь вновь разъяснения Иисуса его слушателям прерываются вклинившимся в развитие событий отрывком, озаглавленным: Часть книг Спасителя. Этот отрывок занимает по объему около двух страниц; и он никоим образом, ни приблизительно, ни отдаленно, не соотносится ни с тем, что предшествовало ему, ни с тем, что следует за ним. На третьем листе после появления этого заголовка, без всякой логики, вновь продолжаются разъяснения Иисуса. Эти разъяснения касаются рассмотрения других пунктов учения Валентина о загробной жизни, затрагиваемых учениками; по их просьбе Иисус описывает некоторые особенности кругов ада согласно Валентину. Затем повествование вновь выбирает новое направление под заголовком Отрывок из книг Спасителя. Эта часть, как, впрочем, и все остальные, также не завершена: у меня сложилось ощущение, что последняя реплика Марии Магдалины не совсем полная.
Начиная именно с этого Отрывка из книг Спасителя, гностический груд развивается в новом ключе. Начало показывает, что мы имеем дело с отдельным произведением, поскольку текст начинаются со слов: «Случилось так, что на третий день после распятия Господь наш воскрес из мертвых». Как и в других трудах, которые я уже упоминал, ученики собираются возле Спасителя на берегу океана и обращаются к нему с просьбой, в ответ на которую Иисус, отведя их направо, толкует им о местоположении планет. Эти пять планет следующие: Сатурн, Марс, Меркурий, Венера, Юпитер; все они управляются последней, в которой размещается Саваоф, малый, добрый. Затем, по просьбе Марии Магдалины, Иисус объясняет, что означают срединные пути, число которых также пять, и каждый из кото
рых управляется архонтом. Приведенные здесь же имена архонтов столь же причудливы, как и их формы. Затем Иисус отправляет праведников налево, в тс места, которые они должны занимать. Далее, вновь побуждаемый вопросами своих учеников, он отвечает им, что отпустит им грехи, а затем делает это. После отпущения грехов Иисус говорит своим ученикам о других крещениях и начинает их изложение. Объяснения прерываются восьмистраничной лакуной; здесь, несомненно, речь идет об утерянном куске пергамента. Далее, по ходу текста, Иисус продолжает свои ранее начатые объяснения, касающиеся загробного мира, в частности, трактует некоторые моменты, связанные с воплощением души согласно положению планет в различных знаках Зодиака. Совершенно неожиданно книга обрывается на полуслове в тот момент, когда ученики скорбят о несчастной участи грешников. Я не думаю, что она заканчивается таким образом - несомненно, что последние страницы также были утеряны.
Краткое заключение, подводящее итог книге, помещено, по моему мнению, на последней странице манускрипта: здесь говорится о том, что апостолы, по трое, разошлись по четырем сторонам света, чтобы проповедовать благую весть гностического Евангелия, творя чудеса и знамения именем Христа, чтобы вся земля познала царствие Божие.

II
Вселенная
Плерома, или вселенная, физическая или сверхфизическая, состоит из трех взаимопроникающих планов или миров, которые на иллюстрациях для наглядности разделяют.
Высший план, или небесный, сформирован, для автора Пистис, из двадцати четырех концентрических кругов, которые он называет также двадцатью четырьмя тайнами22.Эти двадцать четыре тайны наиболее приближены к внутренним мирам, где первая тайна более всего приближена к центру. Именно ее детально описывает Иисус, ее наследуют избранные, в ней обитают Силы и небесные создания.
Средний план, или астральный, по Каббале, представляется обычно в виде дракона из герметизма, ооро[Зорос (уороборос’а) для посвященных, образует круг, поскольку он пожирает собственный хвост. Этот дракон символизирует огненную лаву астрального плана, огненный океан герметической инициации, или христианское Чистилище.
Этот дракон разделен на двенадцать сегментов, или эонов23, и каждый из этих эонов имеет врата на высший уровень, к «вышинам», как говорится в тексте. Каждые из этих врат скрыты завесой и охраняются извне неким «астральным духом», или архонтом24, называемым Архонтом Врат вышин. Эти двенадцать эонов соответствуют двенадцати домам знаков Зодиака и служат местом испытания для осужденных душ, которые попадают в эти зоны через пасть Змея (вход для приговоренных душ).
Физический, или телесный, план со всех сторон окружен кольцами астрального змея. Ни одно существо не может снизойти с небес на физический уровень или, напротив, вознестись на небеса, минуя обитель змея и мир архонтов, исполненный муками и испещренный ловушками.
Физический уровень начинается с небесного круга, заключенного в круг хаоса, и этот физический план включает в себя Звезды, а также Светила или Планеты (С. 109) и весь человеческий мир, находящийся в его центре (С. 95).
В изложении Валентина эти три плана заключают в себе друг друга, начиная с человеческого мира в центре и закапчивая первой тайной у его границы, в то время как небесный план со своими многочисленными посредниками между различными его уровнями простирается еще дальше (С. 102).
Нели бы мы досконально следовали этой модели, было бы практически невозможно понять строение первой тайны и ее связь с остальной Вселенной или плеромой.
Именно поэтому на нашей схеме мы поместили небесный план отдельно, представив его как бы возвышающимся над остальными, хотя, по сути, он должен был бы охватывать их все. Между небесным и астральным уровнями находится точка перехода, тринадцатый эон; между этим эоном и астральным планом существует еще одно такое место перехода: именно туда и была доставлена Пистис София. И, наконец, между астральным и физическим планами также простираются различные сферы (сфера судьбы, или вторая сфера, и сфера хаоса, или первая сфера), которые указывают на последовательность планов материализации божественной силы.
Любой, прочитавший этот перевод, будет потрясен, узнав о функциях, которые исполняют эти так называемые восприемники между мирами. Есть восприемники света, или мирные восприемники, и восприемники тьмы. Они должны приходить за душами в тот момент, когда те покидают тело, и сопровождать их в течение трех дней, чтобы затем передать их в руки тех, кто должен вознаградить их или покарать.
Посланники смерти
В Древнем Египте верили, что в определенное время за душой приходит посланник смерти. Этому посвящено нижеследующее наставление, приписываемое писцу Кхонсон-Хотепу (Khonson-Hotcp), которое я позволю себе процитировать ниже:
«Пусть твоей главной целью будет дожить до старости, которую смогут засвидетельствовать, чтобы в то утро, когда настанет время спрятать твое тело, твой дом в долине погребения был полностью построен. Так, когда придет за тобой твой посланник смерти, пусть он обнаружит того, кто подготовился».
В остальном, достаточно лишь одного беглого взгляда на общую схему и на схему строения Плеромы, чтобы понять, как расположены миры друг относительно друга и разрешить, таким образом, многие затруднения.

где она затем неизменно сталкивается с массой странных существ.
Эти обитатели астрального уровня являются, в основном, восприемниками архонтов, архонтами Судьбы (с. 96) или просто архонтами со всеми их полномочиями. Эти архонты, по природе своей, являются недругами человеческой души и относятся к ней крайне враждебно, если только, через посвящение, она не получила возможность сопротивляться им.
Небесный план
Небесный план обнаруживает, прежде всего, проводников (доел, «принимающих». - Прим, перев.), восприемников света, восприемников середины, а также череду таинственных существ, разделенных на три большие группы: Правая, Середина, Левая. Это правые и левые стороны занимают, по отношению к Христу во славе его, центральное положение на нашем рисунке.
В середине мы обнаружим Деву света, которой надлежит опечатывать души после их восхождения; затем ИАО, Великого Игумена, затем двенадцать диаконов, семь Дев света с проводниками, диаконов и ангелов.
Слева мы видим единственные врата, через которые небо сообщается с другими мирами. Эти врата соединяют тринадцатый эон с Сокровищницей света, откуда снизошло большинство эманаций Небесного плана. Действительно, эта Сокровищница света эманировала девять стражей и Спасителя- Близнеца, которые размещаются справа от Христа, а также пять деревьев, три аминь и семь гласов, расположенных справа.
Эти пять деревьев также эманировали творящий свет.
Свет первого древа эманировал Иеу.
Свет второго древа эманировал стражей завесы великого света.
Свет третьего древа эманировал Мелхиседека.
Свет четвертого и пятого деревьев эманировал двух Владык (Prohegomenes).
Наконец, если мы продолжим эту цепь и скажем, что ИЕУ эманировал, в свою очередь, Саваофа Доброго, которого Иисус называет Своим небесным Отцом, мы будем иметь, таким образом, полное представление обо всех эманациях небесного плана, которое станет еще более наглядным с нашей иллюстрацией. Отметим лишь также эманацию двенадцати спасителей из пяти священных дерев и двенадцать голосов, которые лишь упомянем, так как их детальное рассмотрение отклонило бы нас от нашей темы.

Ill
Человек
Теперь, получив вышеизложенные сведения, читатель легко сможет понять происхождение различных начал, которые составляют природу воплощенного человека.
Строение человеческого существа
Человеческое существо в том виде, в каком оно предстает перед нами на земле, состоит из:
Тела гилического (или физического);
Некоего промежуточного начала - духа обманчивого;
Бессмертной души.
К этим частям следует также добавить нсвоплощенные силы:
A. Силу Небесную;
B. Судьбу.
Поговорим о каждой составляющей более подробно.
Физическое тело приходит из земли, в землю же оно и уходит. Оно создано высшим началом.
Духу' обманчивому у Валентина отведена особенная роль. Это - принцип притяжения вниз, корень всех сатанинских порывов, которые влекут душу к наслаждениям плоти.
Чем больше душа следует этим импульсам и пофя- зает во зле, тем крепче она будет с ним связана и тем труднее ей будет избавиться от тех мук, в которые вовлечет ее сей дух обманчивый. Он проистекает из сферы Судьбы и должен возвратиться туда в том случае, если душа сможег порвать связь между ним и собой.
Читатель, несомненно, обратит внимание также, что в той части Пистис Софии, где речь идет о составляющих человеческого существа, человек назван духом обманчивым, поскольку, исходя из учения Валентина, человек состоит из тела, духа обманчивого и души ровно до того момента, пока душа не станет абсолютно духовной и блаженной.
Этот дух обманчивый имеет форму человеческого тела. Он рождается вместе с телом, связан с ним всю свою жизнь и не покидает его до самой смерти. Он наблюдает за всеми движениями тела и души, свидетельствуя против нее и обвиняя се после смерти, а также склоняя ее ко греху при жизни.
Также у древних египтян человек состоял из тела, двойника и души, которая после смерти могла
стать блаженной или духовной, если ее оправдывал суд Озириса. Двойник и являлся подобием духа обманчивого; будучи уменьшенной, нематериальной, в каком-то смысле, более духовной копией тела, он рождался вместе с этим телом, взрослел и умирал вместе с ним, воскресая затем уже без тела с помощью различных магических церемоний и продолжая свое существование в месте погребения покойного.
Дух обманчивый
(Анализ автора Пистис)
Дух обманчивый постоянно склоняет душу и все ее силы к совершению беззаконий, побуждая ее грешить, потакая своим страстям, и, таким образом, он пребывает отдельно от души, являясь ее злейшим врагом и заставляя ее творить зло, впадая в грех. Он приглашает мирных литургов быть свидетелями во всех тех грехах, к которым он же и подстрекает душу. И, поскольку ночыо душа погружается в сон и находит краткий отдых, днем он всячески препятствует этому, склоняя ее к порокам или возбуждая ее видениями мирских соблазнов, заставляя испытывать вожделение к разным вещам этого мира. Другими словами, он, находясь в подчинении у Архонтов, становится врагом души, заставляя се действовать вопреки се воле.
Судьбу и тело (в таинстве крещения) Дух обманчивый отделяет от души и добродетели. Таинство крещения пребывает посредине между этими двумя частями.
Этой силе притяжения вниз противостоит Небесная Сила как центр притяжения к Вышине, к Божественному, лежащая в основе стремления к идеальному на земле, а также любого чистого желания и перерождающей жертвенности.
А™*-'
Esprit ^ ЬпЛаЗюгь Согрь
Trindji6S V
гинь 9
income* Б
Воплощенные принципы (Principes incarnes): А - Душа; I - Дух обманчивый; G - Тело.
Невоплощенные принципы (Principes non incarnes): V Добродетель (Сила); D Судьба.
Эта Небесная добродетель проистекает непосредственно из небесного плана, от Девы света, и незамедлительно после смерти тела гуда же она и возвращается, пребывая всю земную жизнь тесно связанной с душой для того, чтобы просвещать ее и позволить ей возвыситься до познания Божественной любви14.
Бессмертная душа, которая свободна в своем выборе, следовать ли ей ее низшим импульсам или устремляться ввысь, послана на землю, чтобы получить посвящение. Пока она не проникнет в тайну творения, она будет вынуждена воплощаться снова и снова.
Судьба не является составляющей человеческой субстанции. Являясь бесстрастным наблюдателем человеческой жизни, в назначенный час она прерывает физическое существование и, свершив это, возвращается в первую сферу, откуда и снизошла.
Теперь читатель легко поймет следующий текст из Пистис Софии, где подводится итог всему вышеизложенному:
«Когда ребенок родился, Сила в нем мала, и душа в нем мала, и Дух обманчивый также мал в нем. Словом, все трое малы. Не воспринимает никто из них ни добра, ни зла, из-за тяжести забвения, очень тяжкого. И, опять-таки, мал он в теле евоем, и вкушает ребенок еей от яетв мира Архонтов, а сила притяг ивает к себе от части силы, которая в этих яствах, и душа притягивает к себе часть души, которая в этих яствах15. Дух обманчивый притягивает к себе часть зла, которая в этих яствах с его страстями. И, в свой черед, тело притягивает к себе не воспринимающее вещество, которое в яствах. Судьбау однако, (ничего) не брала от яств, гак как она не перемешана с ними.
И мало-помалу и сила, и душа, и дух обманчивый увеличиваются. И каждый из них воспринимает согласно собственной природе. Сила воспринимает для того, чтобы отыскать свет вышины, а душа, в свой черед, воспринимает для того, чтобы отыскать место праведности, которое перемешано, оно же место смешения. Дух обманчивый, однако, отыскивает всякое зло, и страсти, и всякие грехи. Тело же само ничего не воспринимает, если не стяжает силу у вещества» (С. 145, 146).
Происхождение души
Душа обычного человека имеет в своем первоначале свет архонтов, то есть тех, кто наделен властью в сфере Судьбы. Таким образом, понятны гнев и ярость этих архонтов, когда душа торжествует над евоими создателями, возвышаясь в своем превосходстве, благодаря безвинно перенесенным мучениям и собственной инициации. Тогда душа, подобно огненной стреле, проносится сквозь все места архонтов, которые в испуге расступаются перед ней, бессильные в своем бешенстве. Вся божественная природа, которой обладали архонты, их свет, их добродетель, даже дыхание их уст, - всё становится материалом для человеческой души, в то время как слезы их глаз и нот их тел образуют души животных. Распределение божественной субстанции происходит по астрологическим аспектам. Так следует объяснять нижеследующий великолепный отрывок2".
«И когда пришло время числа Мелхиседека, великого восприемника света, он пошел в эоны, и ко всем архонтам, которые связаны в Сфере и Судьбе, и он отнимал у всех архонтов эонов, и у всех архонтов Судьбы, и у тех, что принадлежат Сфере, ту часть света, что очищена, ибо он отнял го, что волновало их. И он выдвинул Спешащего, который над ними, и сделал их циклы быстро оборачивающимися. И он забрал их силу, которая была в них, и дыхание их уст, и слёзы их очей, и пот их тел. И Мелхиседек, восприемник света, очистил эти силы, он понес их свет в Сокровищницу света. И всё вещество их было собрано воедино литургами всех архонтов. И литур- ги всех архонтов Судьбы, и литурги Сферы, которая ниже эонов, взяли их и внедрили их в души людей, и скота, и пресмыкающихся, и зверей, и птиц, и они послали их в сей мир человечества.
А восприемники Солнца и восприемники Луны, когда они смотрят вверх и видят образчики троп эонов, и образчики Судьбы, и тех, что от Сферы, - они забирали у них силу света. И готовили ее восприемники Солнца, чтобы возлагать ее, пока не отдали ее восприемникам Мелхиседека, очистителя света. А их вещественные осадки они приносили в сферу, которая ниже эонов, и привносили их в души людей, а также привносили они их в души пресмыкающихся, и скота, и зверей, и птиц, согласно циклу кругооборота архонтов данной сферы и согласно всем образчикам ее кругооборота» (С. 19).
Душа после смерти тела
Отложим пока на время рассмотрение той роли, которую играет душа во время ее воплощения в физическом теле, ограничившись тем, что конечной целью этого воплощения будет ее инициация, и обратимся теперь к такому не менее важному вопросу, как эволюция души после смерти.
Согласно Каббале, все три первопричины человека развиваются каждая в своем русле, и каждая из них пытается вернуться к своим первоистокам. Физическое тело возвращается в землю, тонкое, или астральное тело возвращается на астральный план, откуда оно и пришло, а бессмертный дух стремится вернуться в центр своей небесной обители.
Здесь кроются истоки одной любопытной теории, согласно которой основой для божественных принципов человеческой души послужила часть божественной природы падших ангелов. Эта теория заслуживает самого серьезного рассмотрения.
Эта доктрина будет замечательным образом изложена на следующих страницах. Мы и в самом деле увидим, что душа посвященного возвращается к наследию света, последовательно оставляя в месте, соответствующем их происхождению, Дух обманчивый и Судьбу. Если же душа, посредством инициации, не смогла постигнуть смысл изречений, символов и восхвалений, которые открывают врата астрального дракона в ужасном пространстве эонов, тогда Дух обманчивый обвиняет и мучает ее, а черный ангел из мира ангелов мрака завладевает своей жертвой и истязает ее; но сами по себе эти мучения не бесконечны.
Душа не покаявшегося и не посвященного грешника Основные этапы посмертной эволюции

Скачать книгу: Человеческая душа до рождения и после см [21.95 МБ]