Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!



Добавить в избранное

ЧЕРНАЯ КНИГА АРДЫ



НИЭННАХ ИЛЛЕТ



ОТ АВТОРОВ
...Следует ли верить себе? Если следует, то насколько? Следует ли говорить - это так,
потому что я хочу, чтобы так было? Потому мне так нравится? Следует ли принимать сказку за
реальность?
Вначале было Слово.
И Слово было - имя, то, что "не числится больше среди имен Валар, и не произносится
более оно в Арде". И были - две дотошные дамы, гуманитарий и "технарь", не поверившие в то,
что имя это означает - "Тот, кто восстал в мощи своей".
Вначале был вопрос.
Разве вспомнишь его теперь - тот первый вопрос, на который не найти ответа во вроде
бы логичном повествовании. А когда ответ был найден, рухнула стройная схема, и шитая
золотом ткань прекрасной сказки стала расползаться под пальцами... и - что за ней?
Вначале был взгляд.
Взгляд человека, не привыкшего делить людей на друзей и врагов, подлецов и героев,
Черных и Белых. Не привыкшего слепо верить никому и ничему.
...Мы сами стесняемся признаться себе, что играем всю жизнь. Играем тайком от самих
себя. Уверяем себя, что это только наша выдумка, сказка, это только наше... и - восхищаемся
теми, кто свою сказку, свою игру смеет открыть другим, мучительно завидуем им: ведь это же
так трудно - раскрыться, ведь будут бить, а что страшнее - смеяться будут - те, кто не посмел.
Те, кто побоялся сделать это сам. Не каждый поступит так; но ведь и один удар - боль... И все
равно - игра, мечта, сказка с нами. До конца.
Только - насколько сказка? Насколько - игра?
Когда-то, говорят, Джон Рональд Руэл Толкиен получил интересный отзыв от одного из
своих собеседников - "не Вы написали "Властелина Колец". И он был рад, что кто-то еще понял
это.
Когда-то Бальзак говорил, что "Человеческую комедию" ему продиктовал его
призрачный двойник. И "черный человек" подтолкнул Моцарта к созданию "Реквиема".
Что же это? Может - воображение творца. Может - иное бытие, которое не все способны
видеть...
А если - все?
И каждый видит по-своему: свою грань единого целого, или, как принято сейчас
говорить, свое отражение. Но большинство все же идет за Ведущим. Им может быть писатель,
создавший сказку о своем видении (а кто и как развернул это видение перед ним?) - и в
результате восторг, восхищение красотой изложения и талантом автора ослепляет и велит
видеть только так...
Говорят, лишь те произведения истинно совершенны, в которых ничего не хочешь
изменить, которые не хочешь дописать или продолжить. Таких мало, и книги Дж.Р.Р.Толкиена
не входят в их число - утверждение, которое попытаются оспорить тысячи читателей,
относящихся к "Сильмариллион" и "Властелину Колец", как к Библии. Однако тому, кто
привык не только смотреть, но и видеть, очевидно, что в произведениях профессора Толкиена
сказано не все.
Давайте скажем откровенно: то, что мы зовем Ардой, - есть. Мы в это верим, - каждый
по-своему, - даже если разум говорит, что это бред, что этого не может быть. Это - есть. И -
будет. И наше восприятие, наша вера в мир, зовущийся Ардой, меняет и творит его даже
сейчас. И на то, что вы увидите, открыв эту книгу, - почти глас вопиющего в пустыне -
смотрите сами. Попробуйте, по крайней мере. Не идите лишь по нашим следам. Ищите свое.
Эта книга - лишь попытка докричаться.
Как это началось и почему? Долгий рассказ. Скажем одно - настало время поверить
своим мыслям, видениям, бреду, снам - и логике. Зрение выискивало недомолвки и
несоответствия в повествовании Толкиена. Логика заполняла лакуны. Эмоции проверяли
правильность догадки. Видения и сны - ставили перед фактом: это было так.
...А может, все начиналось совсем по-другому?
"Ну-с, молодой человек, - сказал пожилой Назгул с цифрой 24 и эмблемой Моргульского
гарнизона на нашивках, вертя в руках послужной список вытянувшегося перед ним в струнку
молоденького благоговеющего призрака, - посмотрим, что там у Вас..."
Таким было начало. Безобидные шуточки, анекдоты "из жизни Моргульского
Университета" - ничего больше.
И - Война Гнева, закрытые страницы в "Сильмариллион": только через год поймешь, что
ни разу не перечитала их.
И - одно имя, почти никогда не произносившееся вслух.
Вначале было - Имя.
Уже не вспомнишь, кем в первый раз было сказано: "Я видела. Так было". Когда в
первый раз был закрыт и отложен в сторону "Сильмариллион" ("Слушай, ну это уже ни в какие
ворота не лезет! Лучше уж самим посмотреть..."). Кто впервые протянул насмешливо:
"Конечно-конечно, это ведь мудрые в Эрессеа говорят..."
Когда за легендами о славных победах и прекрасных бесстрашных героях впервые -
кровь не вся ушла в землю - стала проступать иная правда.
Это потом - смущенные оправдания: "Ведь Гарднер в своем "Гренделе", по сути, сделал
то же самое..."
Это потом: "Ведь не один же человек писал цикл о Конане..."
Это потом - странный взгляд в пространство и неестественно-ровное: "Я помню..."
Все это еще будет. Сейчас есть только - Имя, да вопросы, которые, кажется, никто не
задавал себе за все время, прошедшее с публикации "Властелина Колец" и "Сильмариллион". И
есть двое - с уклоном в филологию и историю соответственно, - у которых возникло желание
достроить неполную картину мира.
Книга, которую вы держите в руках - не критика Толкиена. Это попытка рассказать об
Арде языком Людей, а не эльфийских легенд и преданий.
Если для Вас "Сильмариллион" - только сказка или "сумма мифологий" - закройте книгу:
вы ошиблись в выборе.
Если вы ищите "что-нибудь еще про Хоббитов" - закройте книгу: здесь нет ни занятных
похождений, ни веселых чудес; здесь никто не кидает шишками в волков и не ведет
хитроумных бесед с глуповатым драконом.
Мы не претендуем на истину в последней инстанции: смотрите своими глазами, ведь ни
один человек не может быть до конца объективным.
Мы не стремимся развенчивать одних и превозносить других, не подменяем черное
белым: просто - у побежденных (а побеждены ли они?) никто, никогда и ничего не спрашивал.
Летописи пишут победители, и летопись победителей - "Сильмариллион".
Мы не придумывали лихих сюжетных наворотов, не нагромождали ужасов: война
жестока и без того, мы все просто привыкли к мысли об этой жестокости...
Смотрите же, как это - первая в мире война.
Смотрите, те, кто делал из Арды - игру, кто с восхищением читал о победах над Врагом,
кто предвкушал счастливую развязку - цена победы такова.
И, может быть, вы задумаетесь об этом. О том, почему побежденные могут оказаться
выше победивших.
А кто-то, словно обиженный ребенок, бросится защищать красивую сказку гневными
письмами.