Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

Легенда об Артуре стала не только архетипом, прообразом
фэнтези - она была и полем возможности показать свое умение для
тех авторов, которые предпочли творчески эксплуатировать сам
миф, вместо того, чтобы опирать на нем "собственные" замыслы.
Прежде всего здесь следует упомянуть Т.Уайта и его "Короля
Былого и Грядущего", правофланговое произведение "камелотской"
фэнтези. Следующим событием стала публикация "Туманов Авалона"
- прелестного и награжденного произведения Марион Циммер
Брэдли. Среди других авторов данного поджанра можно назвать -
уже значительно тише, чем два предыдущих имени - Джиллиан
Брэдшоу, Питера Хэнретти и Стивена Лоухеда. Совсем недавно к
ним присоединилась Диана Пекссон с интересным, хотя и ужасно
вторичным по отношению к "Туманам Авалона" романом "Белый
Ворон".


ГЭНДАЛЬФА В ПРЕЗИДЕНТЫ !


Итак, у нас имеется первый корень, root фэнтези - им стал
архетип артурианской легенды. Но фэнтези - это не дерево с
одним корнем. Жанр завоевал популярность только лишь потому,
что играл на звучных струнах легенды, сплетенной с культурой.
Популярность была завоевана, потому что сам жанр стал продуктом
определенного ВРЕМЕНИ.
А точнее - времен. Того способа, которым авторы фэнтези
отреагировали на времена, в которых им пришлось жить. Вспомним
- взрыв популярности фэнтези на переломе шестидесятых и
семидесятых годов, когда эта литература была воспринята и
вознесена в ранг символа наравне с Битлз, детьми-цветами и
Вудстоком, был реакцией на выстрелы в Далласе и на Вьетнам, на
технизацию, на отравление окружающей среды, на расцвет религии
вещизма, исповедываемой филистерской частью общества, на культ
ленивого потребленчества перед экраном телевизора, с которого
сочится "Бонанза", "Династия" или очередной гимн во славу
Американского Способа Жизни. В это же время рождается и другой
культ - культ бунтарства. На стенках станций метро появляются
оптимистичные надписи "FRODO LIVES!" и "Gandalf For Presi
dent!". Газетная заметка о бессмысленном загрязнении окружающей
среды называется "Еще один кусок Мордора!"
Естественно, в то же самое время происходит истинный
взрыв воинственной, бунтарской или же предупреждающей SF, но ей
далеко до популярности фэнтези. Ибо читатель начинает понимать
и чувствовать тлеющее внутри желание сбежать от гнусной и
пугающей действительности, от окружающей его бездуховности и
бесчувствия, от отчуждения. Он хочет бежать от "прогресса",
поскольку это вовсе и не прогресс, но "Дорога в ад", как споет
об этом через несколько лет Крис Ри. Сойти с этого пути хотя бы
на несколько мгновений, углубиться в чтение, сбежать в Страну
Никогда-Никогда, чтобы вместе с героями податься в Серые Горы,
где золота, как известно, нет. Чтобы рядом с верными друзьями
побороться с Силами Тьмы, потому что вышеупомянутые Силы Тьмы,
тот самый Мордор, который на страницах книги угрожает
фантастическому миру, символизирует и воплощает те силы,
которые в реальности угрожают индивидуальности, а еще - мечте.
Исходящий из подобных желаний эскапизм остается,
все-таки, эскапизмом меланхолическим. Ведь, что ни говори,
всего того, что творится вокруг нас, с помощью мечтаний ни
остановить навечно, ни хотя бы удержать невозможно. и вот тут
мы вновь возвращаемя к Легенде Круглого Стола, ибо артурианский
архетип живьем переносит в фэнтези особенную, поэтическую
меланхолию, свойственную этому жанру. Ведь легенда о Короле
Артуре, прежде всего, легенда печальная и меланхоличная, она -
как наверняка сказал бы Лем - легенда с "ненулевой суммой". Мы
же помним: смерть Артура от руки Мордреда делает невозможным
создание Царства Добра, Света и Мира. Грааль, вместо того,
чтобы объединить рыцарей - распыляет их в разные стороны и
делает антагонистами, делит их на достойных и недостойных
прикосновения к Священной Чаше. А для наидостойнейшего, для
Галахэда, встреча с Граалем означает прощание с этим миром.
Ланселот сходит с ума, Мерлин дает себя обмануть Нимюэ и
погружается в колдовской сон в темнице. Что-то заканчивается -
кончается эпоха. Древний, Старший Народ Великой и Малой
Британии - эльфы и другие расы - должен уплыть на Запад, в
Авалон или Тир-Нан-Ог, потому что в нашем мире для них уже нет
места.
И действительно, не слишком-то чувствуется здесь
"гомеостат сказки". А борьба Добра со Злом?
В легенде триумф зла происходит не прямо и вообще, не
очевидно: Мордред гибнет, Морган Ле Фей тоже проигрывает. Но
сама смерть Артура должна - ведь мы это знаем - вызвать
крушение великолепных планов короля. Отсутствие наследника
должно вызвать хаос, борьбу за власть, анархию, мрак.
Но в то же время, Мерлин вечен и когда-то вернется - как
и Гэндальф? А следовательно - ГЭНДАЛЬФА В ПРЕЗИДЕНТЫ. Вернется
с Авалона и Артур, который, все-таки, Король Былого и
Грядущего. А вернется он тогда, когда с нашим миром будет уже
по-настоящему паршиво, он очистит наш мир от остатков Мордора,
и вот тогда-то воцарится мир, согласие и вечное счастье,
viribus units, с божественной (чародейской) помощью.


ВОЗЗВАНЫЙ - ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ



Именно эту лирическую меланхолию, печаль уходящего
времени и заканчивающейся эры, смягченной оптимизмом и
надеждой, прекрасно использовал Толкин в "Повелителе Колец". У
автора данных строк слезы стояли в глазах, когда Серый Корабль

Скачать книгу: Пируг или нет золота в серых горах [0.04 МБ]