Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

“Materia Medica” анализирует активность экстрактов целого
растения, которые он называет “меконином”, и сока капсул -
“опиума”. Диоскориду приписывается и другое название опиума
– “дио-кодион”. Препарат под таким названием надолго
сохранил свое значение и упоминается в “Немецкой
фармакопее” (в конце XIX века).
Описание медицинского использования опиума (опия)
встречается в 37-томной “Естественной истории” Плиния
Старшего (I век н. э.). У Цельса и других латинских авторов I
века н.э. есть описание лекарства “слезы мака”. С авторитетом
римского врача Клавдия Галена (129-201 гг. н. э.), восторженно
относившегося к опиуму, некоторые историки связывают
чрезвычайную популярность опиума в Риме в начале первого
тысячелетия. Арабские врачи несколько позже, но так же
интенсивно внедряют опиум и его препараты в медицинскую
практику. Абу Али Ибн Сина, известный более как Авиценна
(980-1037), рекомендует опиум при диарее и болезнях глаз.
Смерть Авиценны связывают с излишним его увлечением
опиумом.
В эпоху крестовых походов христианских войск в Палестину
опиум как лекарственной средство, видимо, начинает понемногу
проникать в Европу. Известный средневековый врач
Табернемонтанус даже написал целую книгу под заглавием
«Magsamensaft» («Сок маковых семян»). В ней он указывал на
необходимость применения этого снадобья в четко
определенных случаях и не советовал злоупотреблять им.
Первый медицинский препарат, специально изготовленный из
опиума, прописал больному в пятнадцатом веке знаменитый
Парацельс.
Несмотря на тысячелетнее использование снотворного мака
и его препаратов, ни в одном научном трактате из
перечисленных выше не упоминается о каких-либо токсических
воздействиях опиума и не дается опознавательных описаний
возможной наркомании. По-видимому, уровень развития
медицинских знаний того времени не позволял в полной мере
осознать проблему наркомании.

* * *
Активизация завоевательных походов и торговых
взаимоотношений между народами и культурами, кроме всего
прочего приводила и к проникновению традиций к
употреблению наркотиков на новые территории. Так в
результате крестовых походов и путешествий Марко Поло
европейцы узнали опиум и гашиш, широко распространенные на
Востоке. Позднее эпоха великих географических открытий и
освоение европейцами новых континентов познакомили
цивилизованный мир и с новыми психоактивными веществами.
Только открытие Америки дало миру кокаин, различные
галлюциногены и табак. Правда, освоение европейцами новых
«продуктов и веществ» шло не очень быстро. Так, первый
европеец, закуривший табак - спутник Колумба Родриго де
Херес - по прибытии из путешествия в Испанию был заключен в
тюрьму, так как власти решили, что в него вселился дьявол.
Известно даже несколько попыток объявить вне закона кофе и
чай в те времена.
В 1560 году францисканский монах Бернандино де Сагатун,
долгое время бывший в Новом Свете миссионером, опубликовал
в Европе объемистое сочинение «Всеобщая история Новой
Испании». Там он, среди прочего, рассказал о
распространенном среди мексиканских индейцев обычае
употреблять кактус-пейотль или настойку пейотля с целью
достичь измененного состояния сознания. Это опьянение,
сообщает далее отец Бернандино, обычно продолжается два или
три дня, а затем проходит. «Это растение поддерживает их
(индейцев) и придает им силы в бою, избавляя от страха, голода
и жажды», - пишет он.
Культ кактуса пейотля и других галлюциногенов, например,
грибов, зародился в доколумбовой Америке в глубокой
древности. Во многих местностях Центральной Америки
встречаются каменные изваяния фигурок грибов – людей
высотой до метра. По одному из вековых преданий, в те далекие
дни несколько индейских племен, объединившись, подняли
мятеж против поработивших их воинственных и жестоких
соседей. Но в решающей битве мятежники потерпели
поражение. Оставшиеся в живых повстанцев враги загнали в
жаркую и безводную пустыню. Там им грозила неминуемая
смерть от жажды. Но на пути они встретили мясистые кактусы,
в толстых тельцах которых, кроме воды, оказалось еще что-то,
что позволило людям не только пересечь пустыню, но и
услышать голос Божества.

В Европе традиция употребления наркотиков
присутствовала с давних времен. Например, в исторических
архивах Британского адмиралтейства есть очень любопытные
упоминания, по поводу жалоб адмирала Нельсона, что его
матросы курят корабельные канаты, сделанные из конопли.
Примерно в тоже время, в самом начале девятнадцатого века
солдаты экспедиционного корпуса Наполеона, вторгшегося в
Египет, познакомились с гашишом. Естествоиспытатели,
сопровождавшие Наполеона во время египетского похода,
отмечали, что множество аборигенов - мужчин поражено каким-
то "странным душевным параличом", и связывали это с
курением гашиша. Наполеон уже тогда был обеспокоен
проблемой злоупотреблений гашишом в его войсках и всячески
пытался запретить его употребление своим солдатам. К тому
времени в передовых странах Европы уже во всю активно
входит в обиход массовое употребление различных, прежде
весьма экзотических, «колониальных» товаров. Так в
восемнадцатом веке потребление кофе в Англии подскакивает с
2 до 120 миллионов фунтов в год. Но надо понимать, кроме