Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

«гиль», что означает, «радость».
Около 2700 г. до н.э. в Китае уже использовали коноплю (в
виде настоя, как чай): император Шен Нун предписывал своим
подданным принимать ее в качестве лекарства от подагры и
рассеянности, кашля и поноса.
На стенах погребальных комплексов индейцев Центральной
и Южной Америки есть изображения людей, жующих листья
коки (один из способов приема кокаина), датируемые серединой
3 тыс. до нашей эры.
Впервые человек мог открыть одурманивающие и
снотворные свойства мака или конопли вполне случайно – при
вдыхании дыма во время сжигания растения. Греческий историк
Геродот (V век до н. э.), сообщая о жизни скифского племени
массагетов (северное побережье Каспийского моря), писал: “Они
садились вокруг дерева, бросали в разводимый костер какие-то
плоды и опьянялись дымом от этих плодов, как эллины
опьяняются вином”.
Головка мака фигурирует также во многих мифах Древней
Греции как символ забвения боли, мук, страданий. Древние
греки верили, что он цветок мака вырос из слез Венеры,
которые она проливала, узнав о смерти своего дорогого
Адониса, и считали его необходимым атрибутом бога сна -
Гипноса и его родного брата, бога смерти - Танатоса. Вследствие
этого бог сна изображался у них всегда в виде лежащего или
сидящего юноши или ангела с опущенными крыльями, несущего
в руках маковые головки. Иногда венком из маковых головок
была украшена и его голова. Бога же смерти изображали также в
виде юноши с венком из мака, но с черными крыльями, в черном
одеянии и гасящего опрокинутый горящий факел.
Точно так же и богиня ночи всегда представлялась у древних
обвитой гирляндами маковых цветов - как символ
спускающегося на землю в это время покоя-отдохновения, а
равно и бог сновидений - Морфей, даже жилище которого -
царство сна - представлялось в их фантазии засаженным
маковыми растениями.
«Когда Морфей, - говорили древние римляне, - хочет кого-либо
усыпить или навеять на него приятные грезы, то он прикасается
к нему только маковым цветком».
Засохший млечный сок надрезанных коробочек мака - опий
(опиум) – по-видимому, применяли уже в раннюю микенскую
эпоху греческой культуры(XIV-XII века до н. э). Тремя
коробочками мака увенчана голова статуи богини исцеления
того времени. Название “опиум” происходит от греческого
“opium” - сок. От этого слова позже образуются, по-видимому,
древнееврейское “ophion” и арабское “af-yun” или “afiun”,
которое можно найти во многих других азиатских языках.
Британский египтолог Р. Томпсон в 1924 г. сообщил об
упоминании в древнеегипетских рукописях процедур сбора и
медицинского использования опиума. В качестве примера он
приводит текст следующего содержания: “Ранним утром старая
женщина, мальчики и девочки собирали сок на разрезах
(маковых капсул) небольшой железной ложечкой и затем
переносили его в горшочек для пищи”.
По данным историков Иудеи, в Библии упоминается сок
мака. Так, в нескольких отрывках Ветхого Завета можно
встретить слово, соответствующее древнееврейскому “голова” и
может означать головку мака. В Талмуде, этом собрании
религиозно-этических и правовых положений, сложившихся в
IV-V веках до н. э., и содержащем донаучные сведения по
медицине, есть одна ссылка на опиум, выраженная словом
греческой этимологии - “ophion” (ср. греч. - opium).
Но кроме опийной наркомании в древнем мире уже
встречались и иные формы стремления одурманиваться
различными ядовитыми веществами. Сохранился любопытный
исторический документ, в котором римский военачальник
Плиний, комендант крепости Триирум (на месте современного
города Трир в западной Германии) жалуется в Рим, что его
солдаты бегают по прирейнским холмам, собирают «абсинтум» -
то бишь, полынь, - вываривают её в котлах, после чего пьют
вонючее зелье и «ходят, как в дурмане». В целях борьбы с
подобной «наркоманией» Плиний просит наладить регулярные
поставки вина из Италии.
В раннем средневековье, во время завоеваний арабов, для
которых опиум отчасти мог служить суррогатом запрещенного
исламом вина, культура опийного мака проникла дальше на
Восток. Опиум обладал еще одним полезным в некоторых
случаях свойством – заглушать голод, практическое приложение
которого оказалось весьма кстати для мусульман во время их
строгого поста, известного под названием «рамадан».
В средние века в Европе маковое растение тоже не было
окончательно забыто. Например, Карл Великий в своих
капитуляриях приказал даже, чтобы мак возделывался в каждом
крестьянском саду, и чтобы при платеже податей от каждого
двора вносилось по четверику семян мака.
Начало чисто медицинского применения опиума можно
начать вести от «отца медицины» Гиппократа (440-377 гг. до н.
э.). В его трудах упоминаются свойства 300 лекарственных
растений, в том числе там есть ссылка на вещество, называемое
“меконином”, которому приписано наркотическое действие.
Более определенное упоминание о млечном маковом соке можно
найти у Теофраста (около 350 г. до н. э.). В его употреблении
“меконин” достоверно обозначает опиум и рекомендуется при
глазных болезнях и психических расстройствах.
Для периода классической античности начала новой эры
характерен культ знаний практической медицины. Скрибоний
Ларгий в своем труде “De Compositiones Medicamentorum” (40 г.
н. э.) подробно описывает метод сбора опиума из капсул мака,
Валафрид Страбон (“О культуре садов”) - культуру
возделывания мака. Древнегреческий врач Диоскорид, которого
считают основоположником фармакологии в Европе, в книге