Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!



Добавить в избранное





Бэкон Фрэнсис






Учение об идолах






====================================



Идолы же , которыми одержим дух, бывают либо приобретенными, либо
врожденными. Приобретенные вселились в умы людей либо из мнений и
учений философов, либо из превратных законов доказательств.
Врожденные же присущи природе самого разума, который оказывается
гораздо более склонным к заблуждениям, чем чувства. Действительно,
как бы ни были люди самодовольны, впадая в восхищение и едва ли не
преклонение перед человеческим духом, несомненно одно: подобно тому
как неровное зеркало изменяет ход лучей от предметов сообразно своей
собственной форме и сечению, так и разум, подвергаясь воздействию
вещей через посредство чувств, при выработке и измышлении своих
понятий грешит против верности тем, что сплетает и смешивает с
природой вещей свою собственную природу.
При этом первые два рода идолов искоренить трудно, а эти последние
вовсе невозможно. Остается только одно: указать их, отметить и
изобличить эту враждебную уму силу, чтобы не произошло так, что от
уничтожения старых сразу пойдут новые побеги заблуждений в силу
недостатков самой природы ума и в конечном итоге заблуждения будут не
уничтожены... [c. 73=74]
* * *
Что же касается опровержения призраков, или идолов, то этим словом мы
обозначаем глубочайшие заблуждения человеческого ума. Они обманывают
не в частных вопросах, как остальные заблуждения, затемняющие разум и
расставляющие ему ловушки; их обман является результатом
неправильного и искаженного предрасположения ума, которое заражает и
извращает все восприятия интеллекта. Ведь человеческий ум,
затемненный и как бы заслоненный телом, слишком мало похож на
гладкое, ровное, чистое зеркало, неискаженно воспринимающее и
отражающее лучи, идущие от предметов; он скорее подобен какому-то
колдовскому зеркалу, полному фантастических и обманчивых видений.
Идолы воздействуют на интеллект или в силу самих особенностей общей
природы человеческого рода, или в силу индивидуальной природы каждого
человека, или как результат слов, т.е. в силу особенностей самой
природы общения. Первый вид мы обычно называем идолами рода, второй =
идолами пещеры и третий = идолами площади. Существует еще и четвертая
группа идолов, которые мы называем идолами театра, являющихся
результатом неверных теорий или философских учений и ложных законов
доказательства. Но от этого типа идолов можно избавиться и
отказаться, и поэтому мы в настоящее время не будем говорить о нем.
Идолы же остальных видов всецело господствуют над умом и не могут
быть полностью удалены из него. Таким образом, нет оснований ожидать
в этом вопросе какого-то аналитического исследования, но учение об
опровержениях является по отношению к самим идолам важнейшим учением.
И если уж говорить правду, то учение об идолах невозможно превратить
в науку и единственным средством против их пагубного воздействия на
ум является некая благоразумная мудрость. Полное и более глубокое
рассмотрение этой проблемы мы относим к Новому Органону; здесь же мы
выскажем лишь несколько самых общих соображений.
Приведем следующий пример идолов рода: человеческий ум по своей
природе скорее воспринимает положительное и действенное, чем
отрицательное и недейственное, хотя по существу он должен был бы в
равной мере воспринимать и то и другое. Поэтому на него производит
гораздо более сильное впечатление, если факт хотя бы однажды имеет
место, чем когда он зачастую отсутствует и имеет место
противоположное. И это является источником всякого рода суеверий и
предрассудков. Поэтому правильным был ответ того человека, который,
глядя на висящие в храме изображения тех, кто, исполнив свои обеты,
спасся от кораблекрушения, на вопрос о том, признает ли он теперь
божественную силу Нептуна, спросил в свою очередь: °А где же
изображения тех, которые, дав обет, тем не менее погибли?° Это же
свойство человеческого ума лежит в основе и других суеверий, таких,
как вера в астрологические предсказания, вещие сны, предзнаменования
и т.н. Другой пример идолов рода: человеческий дух, будучи по своей
субстанции однородным и единообразным, предполагает и придумывает в
природе существование большей однородности и большего единообразия,
чем существует в действительности. Отсюда вытекает ложное
представление математиков о том, что все небесные тела движутся по
совершенным круговым орбитам и что не существует спиральных движений.
Отсюда же вытекает и тот факт, что, несмотря на то что в природе
существует множество единичных явлений, совершенно отличных друг от
друга, человеческое мышление тем не менее пытается найти всюду
проявления соотносительности, параллельности и сопряженности. Именно
на этом основании вводится еще один элемент = огонь с его кругом для
того, чтобы составить четырехчлен вместе с тремя остальными
элементами = землей, водой и воздухом. Химики же в своем фанатизме
выстроили все вещи и явления в фалангу, совершенно безосновательно
уверяя. что в этих их четырех элементах (эфире, воздухе, воде и
земле) каждый из видов имеет параллельные и соответствующие виды в
других. Третий пример близок к предыдущему. Имеется утверждение о